Домой Общество О том, как «прокачивают» в Приднестровье

О том, как «прокачивают» в Приднестровье

0

Это был первый столь внушительный шаг вперед для приднестровских танцоров уличных стилей в нашей республике. Открытый международный фестиваль танца «Новая энергия-2015». Масштабный, собравший участников не только со всего Приднестровья, но и из Украины и Молдовы. Идея провести подобный фестиваль витала в воздухе давно, но в этом году звезды сошлись, и все случилось. Фестиваль был организован НП «Фонд развития творческих коллективов» при поддержке Администрации Президента, госадминистрации г. Тирасполя и г. Днестровска и столичного управления культуры.

Прошло чуть больше месяца со дня проведения фестиваля, но, вспоминая тот день, мы говорим и о желании сделать фестиваль традиционным, и о культуре уличных танцев в Приднестровье в целом. Это был танцевальный марафон длиною в целый день. Здесь можно было встретить людей разного возраста, семьи, компании. Кто-то участвовал в многочисленных мастер-классах, кто-то пока робко, но с интересом наблюдал за происходящим со стороны. Это был фестиваль и для профессионалов, и для начинающих, и для тех, кто именно в этот день решил, что будет заниматься танцами. Участников танцевального батла была не одна сотня. Судили соревнования приглашенные из Украины танцоры европейского уровня.

В тот день можно было побывать на всевозможных мастер-классах. Мастера граффити собрали вокруг себя всех желающих научиться этому мастерству. Но, конечно, «гвоздем программы» для многих стали занятия по уличным танцам: брейк-дансу, стрит-дансу и хип-хопу. Те, кто мечтает заниматься ушу, зумбой, йогой, капоэйрой или воркаутом (уличный фитнес), могли увидеть выступления профессионалов, побеседовать с тренерами и записаться в секцию. Это был фестиваль не только танца, но и активного образа жизни для взрослых и детей.

Гостями мероприятия стали профессиональные танцоры из Киева, Харькова и Одессы. Они же проводили бесплатные мастер-классы для тех, кто уже занимается танцами в студиях, и для тех, кто решил попробовать себя в танцах с ноля. Они же позже судили выступающих в батле.

О батле. Сначала нужно было прой­ти так на­зы­ва­е­мый «го­ря­чий круг». Это когда танцоры выстраиваются в круг и под предложенную музыку «показывают себя» в танце. Тут приходилось побороться за место под солнцем, так как желающих выступить было много. Кто успел войти в круг, тот получает шанс пройти дальше. Так было отобрано 16 лучших танцоров, которые боролись за три победных места. Борьба эта вышла из «горячего круга» на сцену, чтобы за зрелищем смогли наблюдать все. Разные стили, зажигательная музыка, у каждого своя манера двигаться, свое танцевальное чувство юмора, без которого не обходится обычно ни одно выступление. Двумя победителями стали гости из Кишинева и Киева. И третьим, к всеобщему зрительскому удовольствию, стал эмоциональный и артистичный танцор из Бендер Денис Бурка.

Готовя этот материал и обращаясь за помощью к совершенно разным людям из приднестровской хип-хоп-«тусовки», была приятно удивлена. Ни один не отказал, не увильнул, не пошел на попятную, сославшись на нехватку времени, настроения, сил, интереса или еще бог весть чего… Приднестровское движение уличных танцев отличается завидной сплоченностью, пониманием того, что все вместе и каждый по отдельности они делают одно общее дело. «Новую энергию-2015» тоже «делали» сообща. И сегодня мы вспомним, как это было, вместе с теми, кто фестиваль организовал, кто в нем участвовал, кто в нем победил или был приглашен на батл в качестве судей.

 

 

Николай Якимченко,

руководитель образцового коллектива «Душа городских брэйкеров», директор некоммерческого Партнерства «Фонд развития творческих коллективов», организатор фестиваля «Новая энергия-2015»

 

Мы решили устроить фестиваль уличного танца, хип-хопа. А накануне объездить все крупные города нашей республики. Чтобы рассказать о фестивале и пригласить всех на бесплатные мастер-классы. Нам удалось получить согласие на участие в фестивале в качестве преподавателей от очень хороших профессиональных  танцоров, которые известны на мировом уровне. Один из них буквально недавно вернулся из Америки с самого крупного чемпионата, он вошел в топ-16 танцоров мира. Этот парень прямо сегодня «прокачивает» на самом высоком уровне. И нам повезло, что у него было «окно», свободное время для того, чтобы приехать к нам.

Наш фестиваль получился таким масштабным, потому что мы все сработали как одна большая команда. Ведь одному невозможно было бы собрать такое количество участников. И еще хочу сказать, что государственные структуры очень нам помогли. Это и управление культуры города Тирасполя, и госадминистрация, и Администрация Президента. Они помогли решить нам все административные вопросы. Быстро, профессионально. Нам было приятно почувствовать их живой интерес к тому, что мы делаем, к фестивалю. Все пошли навстречу, не было никаких запинок. А изначально «добро» на проведение мероприятия дал Президент Евгений Васильевич Шевчук. После чего все завертелось. И получился такой вот фестиваль, который, мы верим, станет традиционным для Приднестровья.

И уже есть наработки, которые не хочется менять: это схема фестиваля. Первая половина дня посвящена мастер-классам, а вторая – творческим соревнованиям. Мы сделали начало соревнования в виде «горячих кругов», где один танцор, перебивая другого, спешил показать мастерство. Это было очень горячо, очень здорово. Очень по-уличному, атмосферно. Судья должен с одного только выхода танцора понять, достоин тот пройти в следующий тур или нет. Танцоров много, а выбрать нужно всего 16. И тут важно показать не только искусное владение базовыми элементами танца, но и то, что ты владеешь разными стилями. Что твой танец не просто набор движений, но и история, настроение, которыми ты хочешь поделиться со зрителями. Наш пилотный вариант фестиваля в этом году получился достойным. Но теперь мы с ребятами имеем за спиной опыт, нам есть уже на что опираться в проведении фестиваля в следующем году. Чтобы каждый раз делать его лучше и лучше.

 

 

Толу Омис,

танцор, тренер и судья из Украины

 

Фестиваль получился отличный! Организаторы постарались и сделали все добросовестно. Такие фестивали проводятся для того, чтобы ознакомить людей с культурой хип-хоп, а тем, кто уже в ней, дают практику, позволяют поделиться и перенять опыт. Мне очень понравилось делиться опытом с приднестровцами. У вас открытые ребята, очень легкие на подъем! Батл – это всегда вопрос момента и мастерства. Мастерство было у всех финалистов, но победившие ребята были в ударе.

Конечно, день был насыщенным, но для меня было несложно «выстоять» с утра до вечера, я привык к таким нагрузкам. Я уже давно «в деле» и участвовал в фестивалях, которые длятся иногда и 2-3 дня. Поэтому ваш фестиваль не показался мне длинным.

Ребятам, которые так и не решились участвовать в батле, посоветую тренироваться, набираться опыта и, наконец, показать всем, на что они способны. В основном хип-хопом занимается молодежь, но нередко можно встретить людей в хип-хопе за 40 и даже за 50. Хип универсален и может покориться любому возрасту. Моей самой старшей ученице было 50 лет. Много тех, кому за 30, и все тренируются с душой.

 

 

Артём Порутенко,

участник коллектива «Soul of City Breakers» и театра танца «Boom»

 

Фестиваль прошел «на ура». Активность наших людей поразила. Не только танцоры принимали участие в мастер-классах, но было приятно увидеть, как прохожие, гуляющие по парку, присоединялись к занятиям. Я с уверенностью могу сказать, что наш народ очень любит танцевать.

Нет ни капли сомнения, что финалисты достойны победы. Остальные участники батла тоже хорошо показали себя. Но, видимо, победители проводили в зале больше времени. Конечно, мне тоже хотелось выиграть. Наверно, не хватило опыта для победы. По большому счёту, участие в таком мероприятии – уже победа. По итогу батла ты видишь свои ошибки, ошибки и удачи противника. Идешь в зал и проводишь работу над ошибками, продолжаешь оттачивать свое мастерство.

Фестивальный день был очень активным. С утра мастер-классы, на которых преподаватели не давали нам отдыхать. И после занятий мы сразу перешли к делу – батлу. Это было своеобразное испытание, которое выдержали не все, но которое было полезно каждому. Польза от фестиваля огромная. Мы увидели, что в республике живут и развиваются различные танцевальные направления. Что у нас есть молодежь, которая не просто ведет, но и пропагандирует здоровый образ жизни. Хочется, чтобы проведение такого мероприятия вошло в традицию. Ведь это был не просто день, не просто соревнования и мастер-классы, не просто фестиваль, это был целый праздник для нас и для нашего Приднестровья.

 

 

Михаил Калкавура (слева),

танцор, тренер, представитель команды SOCB, организатор фестиваля «Новая энергия-2015», и Николай Якименко

 

Фестиваль достиг своей цели – зарядить танцоров нашей республики «Новой энергией». На мастер-классах по хип-хопу, брэйкингу и паппингу было больше всего участников. Уверен, что в следующем году будет еще больше. Возможно, пока кому-то не хватило немножко смелости. Мы сами мечтали быть участниками такого фестиваля именно у себя дома. Потому и организовали его для других. Многие родители на фестивале увидели, чем занимаются их дети. Другие увидели, чем будут заниматься. Главное, чтобы родители и в дальнейшем поддерживали стремление своих детей познавать искусство танца. Потому что танец – это не просто занятие в свободное время, а инструмент самопознания и формирования личности.

Особенное отличие батлов среди уличных танцоров в том, что судьи являются авторитетными по праву. Судьи – это опытные танцоры с высоким уровнем танцевальных навыков и глубокими знаниями культуры хип-хоп и своего танцевального направления. Решение судьи неоспоримо. Но с другой стороны, танцоры вольны спросить о причине своего проигрыша, и они получат аргументированный ответ судьи. Хороший танцор прислушивается к советам и превращает их в трамплин для своего роста.

Что значит танцевать в кругу? В кругу особенная атмосфера. Вся энергия участников находится там, и тот, кто танцует в нем, становится центром внимания на мгновение. И именно в кругу танцор может быть искренним. Самим собой. Тактичным и смелым. С другой стороны, на улицах всегда проводились круги, где молодёжь танцевала. Для них это было времяпрепровождение. Они так развлекались, тренировались и общались. «Круг» даёт ощущение причастности к корням культуры хип-хоп.

 

 

 

Денис Бурка,

танцор, победитель батла «Новая энергия-2015»

 

Фестиваль прошёл на достойном уровне. Наши ребята очень активно принимали участие в мастер-классах, правда, выносливости хватило не всем. Было очень приятно наблюдать за начинающими, на занятиях по всем танцевальным направлениям было большое количество участников.

Приехало много ребят из соседних республик (огромное спасибо им за поддержку). Благодаря гостям батлы стали по-настоящему жаркими и смотрибельными. В финалах использовалась новая практика проведения батлов «all styles». Такого я еще не видел. Система отбора в «горячем кругу» была тоже для нас в новинку. Чтобы пройти отбор, пришлось применить все свои силы, так как было очень много желающих, все работали на пределе своих возможностей. Финалисты показали себя на очень высоком уровне.

Всем ребятам и девчатам, которые не прошли отбор или не решились участвовать, хотел бы посоветовать: не опускать рук и тренироваться усердней. Врываться в круги и хорошенечко их «прокачивать». Хотел бы поблагодарить организаторов и всех, кто помог этому фестивалю состояться. Именно благодаря таким фестивалям мы можем чему-то научиться или научить других, показать себя и пригласить зарубежных гостей. Данное мероприятие было настоящим праздником танца и движения.

 

 

 

Валерий Пушкарёв,

руководитель танцевального коллектива «BM.Style»

 

Такие мероприятия должны проходить как можно чаще. Во многих городах есть проблема – молодежи нечем заняться. Мы же стараемся это изменить, чтобы молодые люди не проводили все свое время у ПК или на улице. Когда приезжают с уроками такие мастера своего дела, как Ozone, Tolu, Tazmanio, это незабываемый опыт. Каждое слово, каждый совет имеет значение. Их мастер-классы были отличным шансом узнать себя лучше, понять, чего ты хочешь на самом деле. Как мы знаем, хип-хоп-культура пришла с улиц. Это единственное место, где ты можешь быть самим собой, не играть чужую роль. Каждый взмах кисти, каждый бит или степ, любое движение здесь важно.

Джем в виде «горячего круга» был самым лучшим отбором. Здесь ты мог показать всем своё мастерство, проявляя смелость и упорство. В батле победила команда из 3 человек. Победителями стали: Ники Папп (паппинг, Киев), очень отзывчивый человек и сильный танцор; Асик (брэйкинг, Кишинёв), мастер своего дела; Дюс (хип-хоп, Бендеры), замечательный танцор и хороший советчик для каждого, кто придёт к нему на тренировку. Это трио показало высокий уровень на батлах, и они заслуживают громких оваций.

Фестиваль длился весь день, а батл – весь вечер дотемна. Физически было очень тяжело выстоять, но когда ты слышишь музыку и видишь зрителей, которые заряжают тебя эмоциями, не можешь остановиться. И ты делаешь невозможное.

 

 

Валерий Crack,

участник команды по граффити «3LBDE» из Молдовы

 

Фестиваль удался. Хорошие и ответственные организаторы. Мы зарядили публику и сами зарядились «Новой энергией». Ребята сделали всё, чтобы объединить все элементы хип-хоп-культуры в этот день. На нашем граффити-мастер-классе было много людей. Если честно, даже не ожидал, что соберется такое количество. Слушали внимательно и с интересом. Мне понравилась реакция молодежи на то, что происходило на танцполе и мастер-классах.

Смысл нашего мастер-класса был в том, чтобы непосвященному человеку объяснить, что такое граффити. Что это не все те рисунки, которые они видят на улицах. А уже знакомых с этим видом деятельности вдохновить на то, чтобы они начали рисовать. Мы учим тому, где стОит рисовать, а где нет. Что стОит рисовать, а что нет. Вопрос о пользе граффити – спорный. Я думаю, мало пользы принесет роспись на памятнике архитектуры. Но если я найду в городе старую пошарпанную стену и сделаю на ней хороший рисунок, то польза очевидна. Адекватное граффити и любой город могут сосуществовать, иногда даже очень гармонично. Рисовать граффити может научиться и не художник, главное – иметь интерес и прикладывать усилия. Но если уже есть какая-то художественная база, это только плюс.

 

Татьяна Астахова-Синхани.

Exit mobile version