Мне иногда кажется, что мир сошёл с ума. Нет, не весь, а только та его часть, где общечеловеческие нормы морали и нравственности перевёрнуты с ног на голову. Это сегодня особенно ярко проявляется в попытках переосмыслить, а вернее – переврать итоги Великой Отечественной войны, палачей сделать героями, а чествование великого подвига именовать «победобесием»…
Позорные акции по сносу памятников советским военачальникам, осквернение могил воинов-освободителей, охватившие в последние десятилетия ряд стран Западной Европы и часть бывших союзных республик, уже стали достаточно частым явлением, правда, надо сказать, не везде. И это даёт надежду на торжество здравого смысла и Памяти… Той генетической памяти, которая живёт в каждом из нас и в день Великой Победы во всех уголках земного шара выводит миллионы людей на «Бессмертный полк».
Среди наград моего прадеда Ивана Григорьевича Мунтяна, бережно хранимых в семье, есть медаль «За взятие Вены». Это та самая «седая и прекрасная Вена», о которой поётся в «Майском вальсе», написанном композитором Игорем Лученком и поэтом Михаилом Ясенем в 1985 году на 45-летие Победы.
В одном из домов освобождённой Вены советские солдаты обнаружили почти не пострадавшее пианино. Кто-то из воинов, владевший игрой на инструменте, открыл крышку и попробовал наиграть «Венский вальс». Получилось. И вдруг откуда-то, словно из-под земли, донеслись звуки скрипки – звучала та же самая мелодия. Не сразу, но удалось найти вход в подвал, откинули завалы и помогли оттуда выбраться хозяину дома – музыканту – со всей его семьёй. Австрийцы были удивлены, что советские солдаты знают музыку их Родины. Попробовали подыграть кто на чём мог. Вскоре с улицы присоединился аккордеон, потом гитара. Эту музыку услышали проходящие мимо пехотинцы. Прямо на улице играл сборный оркестр – скрипки, гармони, гитары, балалайки, контрабас, то самое пианино – его вытащили совместными усилиями. Играли музыку самую разнообразную, пели, плясали – Вена праздновала освобождение. Советские солдаты возлагали цветы к памятнику Иоганну Штраусу. По народной версии, именно это событие и послужило мотивом для написания «Майского вальса».
Песня стремительно ворвалась на подмостки советской эстрады и в сердца людей, на какое-то время даже слегка потеснив легендарный «День Победы» Давида Тухманова. Я не знаю, видел ли мой героический прадед этот исторический концерт. Сейчас уже не спросишь. Но знаю другое, что он, в 18 лет призванный на фронт, воевал под Сталинградом, освобождал наш край, участвуя в составе 3-го Украинского фронта в Ясско-Кишиневской операции. А еще были Дебреценская, Будапештская, Братиславско-Брновская и Венская операции, в результате которых десятки отборных гитлеровских дивизий потерпели крах и перестали существовать.
Я никогда не забуду прадеда, поскольку родился ещё при его жизни, и считаю себя прямым наследником освободителя Европы, той самой Европы, которой советские солдаты в течение ряда веков неоднократно являли мощь своего духа.
Как известно, даже беспредельное терпение великой страны однажды кончается. Россия уже заявила, что защитит свои воинские захоронения и не оставит на поругание статуи и мемориалы павших советских воинов. В социальных сетях и иных СМИ звучит множество предложений, как это сделать. И одно из них – создание «Музея неблагодарной Европы», где у каждого памятника или полной его копии, если он был уничтожен, будут две таблички: одна – бронзовая, с описанием подвигов советских солдат, совершенных при освобождении европейского села, города, столицы. Другая – «Табличка позора» – с именами тех, кто принял решение о сносе памятника, кто его сносил, и какой вклад в освобождение страны внесли предки этих лиц. Предлагается озвучить наименования воинских соединений освобожденных стран, которые посылали свои войска на помощь Гитлеру, и какие преступления они совершили на территории России. Перечислить крупнейшие заводы, которые изготавливали оружие для гитлеровской армии. Пусть будет жива и эта память, память о преступлениях, злодеяниях и предательствах. И демонстрировать всё это западноевропейским туристам, подчёркивая тем самым их отношение к памяти своих освободителей. Победа над фашизмом – состоявшийся исторический факт. И, наконец, всем должно быть предельно ясно, кто является истинным освободителем и победителем.
Данил СПИВАЧЕНКО, г. Слободзея.
Фото из открытых источников.