Основное пожелание, которое Президент озвучивает на заседаниях, где отчитываются за прошлый год правоохранительные органы, – наладить прочное межведомственное взаимодействие. Последний раз на сегодняшний день оно прозвучало на расширенном совещании Следственного комитета.
СК в прошлом году потерял часть функций. Они были возвращены прокуратуре. Туда же перешла и часть сотрудников. Пришлось сменить и место. По словам прокурора республики Анатолия Гурецкого, у него были опасения, сможет ли комитет после всего этого быстро прийти в себя. Эффективность работы прокуратуры, как мы уже писали, выросла. Но и следственные органы, освободившиеся, например, от обязанности поддерживать гособвинение в судах, тоже прибавили в статпоказателях. Кстати, прошлый год был дважды рекордным. Во-первых, в республике был зафиксирован наименьший за 16 лет уровень преступности. При этом резко вверх пошла кривая раскрываемости. Причём благодаря современным методам криминалистических экспертиз удаётся расследовать и особо тяжкие преступления, совершённые много лет назад. Он напомнил, что благодаря проведённой в Приднестровье геноскопической экспертизе в прошлом году удалось в России привлечь к ответственности ранее проживавшего в Тирасполе серийного убийцу. Председатель Следственного комитета подчеркнул, что даже самый хитроумный преступник всё равно оставит на месте преступления какой-нибудь биологический след, достаточный для его идентификации с помощью современных технологий, которыми располагают ныне приднестровские правоохранительные органы. На расширенном совещании не раз подчёркивалось, что те виды экспертиз, которые в Приднестровье проводятся уже на протяжении долгого времени, в соседней Молдове начали использоваться в интересах следствия совсем недавно. До этого молдавским правоохранителям приходилось обращаться за соответствующей помощью к иностранным коллегам.
Кажется, в ближайшее время будут и ещё несколько нововведений, касающихся данной сферы жизни государства. Вадим Красносельский в очередной раз высказал предложение вернуть право прокурорам республики, городов и районов возбуждать уголовные дела. В качестве примера он привёл случай, который с подачи Анатолия Гурецкого достаточно подробно разбирался на этом совещании. Одиннадцать раз следователи СК ПМР отказывались возбуждать дело в отношении одного из предпринимателей. И столько же раз прокуратура отменяла их решения. В конечном счёте уголовное дело всё же было заведено. Но, как подметил председатель Следственного комитета Вячеслав Брынзарь, в данном случае упрекнуть его подчинённых не в чем. По его словам, граница перехода от гражданского права к уголовному или административному в хозяйственных спорах очень тонка. Исходя из этого следователи и не брали на себя ответственность возбудить уголовное дело. Эту же точку зрения поддержал и Президент. «Где же истина? Пограничное состояние между гражданско-правовыми отношениями и уголовными весьма мало. И я поддержу следователя в этом случае. Где гарантия, что он потом не будет нести ответственность за незаконное возбуждение уголовного дела? Я считаю, что прокурор – то должностное лицо, которое в интересах или гражданина, или государства может взять на себя ответственность в большей степени, чем следователь», – сказал на сей счёт Вадим Красносельский.
Также, по мнению главы государства, необходимо дать Следственному комитету возможность знакомиться с копиями приговоров. Они, по словам Президента, будут прекрасным методическим материалом для следователей, позволяющим понять ход судейской мысли по тому или иному делу.
Кстати, этим двум категориям уголовных дел на расширенном совещании было уделено больше всего внимания. За уклонение от уплаты налогов, согласно действующему законодательству, не только возможно избежать заключения под стражу, но и добиться прекращения уголовного дела, правда, без оправдания фигуранта по нему. В прошлом году уголовные дела были прекращены по нереабилитирующим обстоятельствам по нескольким фактам сокрытия налогов после того, как их фигуранты на стадии предварительного расследования полностью возместили ущерб государству в размере 19 миллионов приднестровских рублей, плюс к этому заплатили штраф. В законодательстве есть соответствующая норма, но, как отметил Президент, она не чётко прописывает механизм возвращения утаенных средств государству. «Должны быть чётко прописаны обстоятельства, при которых наступает прекращение уголовного дела. Виновное лицо должно заплатить полностью сокрытый налог и штраф. Только в этом случае дело может быть прекращено», – сказал Вадим Красносельский, добавив, что любые изъятия из общего правила тоже должны быть чётко прописаны в законодательстве.
Также глава государства вернулся к затронутой на отчётных коллегиях других правоохранительных органов теме детального исследования обстоятельств гибели несовершеннолетних, включая и смертельные случаи в больницах. При этом Вадим Красносельский добавил, что то же самое должно касаться летальных исходов при родах. «Речь идёт не о возбуждении уголовного дела, а о принятии решения. Зачастую бывает так, что пока родственники напишут заявление, многие обстоятельства уже не могут быть исследованы. Необходимо, чтобы учреждения здравоохранения сразу же сообщали о таких фактах в МВД, где будет проводиться их регистрация и, если необходимо, соответствующая экспертиза», – пояснил Президент, добавив, что смысл тут не только в «карательных функциях», но и в том, чтобы защитить необоснованно обвиняемых медицинских работников. Кстати, в прошлом году из-за халатного отношения к своим обязанностям, как было сказано в докладе председателя СК ПМР Вячеслава Брынзаря, к уголовной ответственности были привлечены двое сотрудников медучреждений.
Подводя итог всему вышесказанному, Вадим Красносельский вспомнил свой личный опыт в бытность начальником Бендерского ГУВД, когда рабочие совещания сотрудников органов следствия и дознания проводились еженедельно. Эту практику Президент призвал ввести и на местном, и на республиканском уровнях.
Александр Никитин.
Фото: www.president.gospmr.org