Молдавский металлургический завод снова оказался в центре депутатского внимания. Точнее было бы сказать, что внимание к нему со стороны парламентариев не ослабевало.
Последнее пленарное заседание почти целиком было посвящено обсуждению двух почти идентичных друг другу депутатских запросов: коллективного – Андрея Сафонова и Вадима Кравчука и единоличного – Александра Коршунова.
Эмоции порой зашкаливали. Дошло даже до того, что в ходе дискуссии некоторые представители депутатского корпуса перешли на оскорбления представителей Правительства, назвав их ничего не знающим «балластом». Примечательно, что попытки обратить внимание руководства Верховного Совета на недопустимость подобного поведения ни к чему не привели.
Дело в том, что депутаты требовали разглашения данных, представляющих коммерческую тайну предприятия, которые, естественно, в письменных ответах Правительства на запросы отсутствовали. Законодатели требовали прилюдного оглашения их даже после того, как руководство завода заявило, что этой информацией непременно воспользуются конкуренты. Причём и замдиректора ММЗ Сеймур Ахундзада, и финансовый директор предприятия Аурелия Ткаченко изначально намеревались удовлетворить депутатское любопытство в «режиме секретности» – без СМИ и приглашённых на заседание, не имеющих допуска к государственной, военной и иной, в данном случае коммерческой, тайне. При этом замгендиректора завода Сеймур Ахундзада подчеркнул, что депутатские попытки раздуть скандал с ММЗ уже негативно повлияли на положение предприятия на рынке чёрных металлов – партнёры испытывают нервозность, а конкуренты получают дополнительный инструмент для давления. «Перед тем, как на сессии говорить что-то о заводе, задумайтесь. Это влияет на его деловую репутацию. Когда депутаты говорят о том, что у них есть информация, что через два дня завод остановится, как должен реагировать покупатель? …Мы неоднократно просили, чтобы депутаты взвешивали то, что они говорят… Мы слышим огульные заявления, ничем не подтвержденные. Наши юристы будут принимать по этому вопросу меры. Просьба к депутатам: ваша большая помощь – не мешать работать!» – сказал Сеймур Ахундзада. Он добавил, что завод мог заработать и раньше, но зарубежная компания, которая исправно поставляла на завод необходимые для производства стали компоненты (огнеупорные материалы для печи, присыпки и ферросплавы для выплавки стали определённых марок) ни с того ни с сего потребовала предоплату. Причина, как оказалось, крылась в шумихе вокруг Молдавского металлургического завода.
По словам заместителя генерального директора ММЗ, в последнее время за рубежом идёт процесс массового закрытия металлургических заводов. 90% предприятий отрасли в результате обвала на мировом рынке понесли колоссальные убытки. В данных условиях Молдавский металлургический завод сумел несколько нарастить объёмы производства и сократить убытки, которые предприятие стабильно несло все последние годы.
В прошлом году завод произвёл почти 430 тысяч тонн стали, и это самый высокий показатель с 2008 года. Вместе с тем, ММЗ понес 150 миллионов долларов убытков по причине падения цен на мировых рынках на сталь на 45%. Также на финансовые показатели негативно сказалась существенно сократившаяся разница между ценой на готовую продукцию и металлолом. Ранее она составляла 265 долларов США. В конце прошлого года – 92 доллара США. Плюс к этому запрет на экспорт металлолома, введённый на Украине. Украинский лом занимал достаточно серьёзный сегмент в структуре поставляемого на завод сырья. Несмотря на всё это, на заводе удалось сохранить трудовой коллектив. «На предприятии работает 2400 человек. Они получают все заработную плату. Они уплачивают полностью налоги в Единый фонд социального страхования. Порядка 6 миллионов 900 тысяч долларов было уплачено в прошлом году из фонда оплаты труда», – отметила, общаясь с представителями СМИ, финансовый директор предприятия Аурелия Ткаченко. «Задача руководства состоит в том, чтобы завод работал, платил налоги, сохранил рабочие места и социальные проекты, которые завод на сегодняшний день осуществляет», – добавил в интервью журналистам Сеймур Ахундзада.
Секретная часть обсуждения всё же была. После неё парламентарии решили, что вернутся к этому вопросу после того, как будут окончены инициированные опять же Верховным Советом проверки деятельности предприятия прокуратурой и Счётной палатой.
Иван Викторов.