Работа по реализации Концепции административной реформы продолжается. В ее рамках приняты и выполняются десятки правовых актов в самых разных сферах. Причем результаты их действия мы можем наблюдать сами.
Вот, например, чиновники говорят: «Растет прозрачность работы государственных органов». Что это значит: уже утвержден и работает Перечень информации о деятельности ведомств, которая обязательно и в определенные сроки должна быть размещена в Интернете – то есть каждый сам может в любое время увидеть, чем занимается то или иное ведомство. Кроме того, идет большая работа по развитию гражданской службы, совершенствованию госконтроля и аутсорсинга. В частности, уже приняты 2 специальных постановления Правительства, которые четко расписывают, как определять процессы, подлежащие аутсорсингу, и как его правильно реализовать.
И, конечно, предусмотрена ответственность чиновников – в феврале этого года были приняты законы, по которым, например, нерадивый чиновник будет оштрафован, если в результате его действий или бездействия гражданин не получил госуслугу или получил не вовремя.
Однако все эти новшества, особенно в плане повышения открытости и оперативности работы, вряд ли бы стали возможными без влияния технического прогресса. Мы говорим о межведомственном документообороте (МЭД) и электронной подписи. Как эти инновации работают для простых граждан, мы рассказывали в статье «О чудесах и о том, что им мешает».
А вот как достижения прогресса внедряются в госструктурах, это лучше знает Станислав Касап, заместитель Председателя Правительства по вопросам правового регулирования и взаимодействия с органами государственной власти.
– Станислав Михайлович, недавно премьер сказал, что с 1 июня, цитирую, «те ведомства, у кого нет проблем, переходят на полноценный МЭД». В чем эта полноценность выражается, и сколько ведомств перешли полностью?
– Да, действительно, в начале мая были завершены все технические работы по подключению всех органов государственной власти к государственной информационной системе «Межведомственный электронный документооборот».
– Это ведь на полтора месяца раньше, чем планировалось?
– Да. В результате мы получили связь между 42 государственными органами. Однако для полноценного функционирования было необходимо провести доработку программного обеспечения и дополнительное обучение сотрудников. Кроме того, Правительством было принято решение использовать для МЭД квалифицированные электронные подписи, которые выдает аккредитованный удостоверяющий центр.
Естественно, что эта доработка, равно как и обеспечение всех должностных лиц квалифицированными электронными подписями, потребовали дополнительного времени. Да, сегодня в большей части ведомств технически все готово к полноценному электронному документообороту, более того – документы краткосрочного хранения уже используются только в электронной форме. Но, как отметил Станислав Касап, значительный, ощутимый эффект проявится только когда в электронной форме будут использоваться все документы долгосрочного и постоянного хранения.
Сегодня возможность использовать все документы в электронном виде ограничена противоречием законов – один закон предписывает считать подлинником электронный документ, другой требует считать подлинником только бумажную версию, электронная же, даже с подписью, по этому закону считается лишь копией. Для преодоления этого препятствия Правительством была направлена в Верховный Совет законодательная инициатива, которая снимет действующие ограничения. Кроме того, Правительству будут делегированы полномочия по формированию списка документов, обязательных к хранению на бумаге.
– А что это за список, и можно ли с ним ознакомиться?
– Этот список уже есть, можно сказать. Его разработала государственная служба управления документацией и архивами, а оформлен он будет в виде специального постановления Правительства.
На первоначальном этапе в это постановление будут включены типовые управленческие документы, которые образуются в результате деятельности каждого органа государственной власти.
Смысл создания такого списка – в разной степени важности документа и, соответственно, разных сроках хранения. То есть какую-нибудь служебную записку (например, на ремонт принтера) нет резона писать на бумаге, а потом хранить годами. А вот закон, который подписывает Президент, должен быть и в электронном виде, и на материальном носителе. Кстати, в древности законы вообще высекались на каменных плитах. Но сейчас у нас прогресс, поэтому достаточно бумажной копии.
По словам Станислава Касапа, в дальнейшем постановление будет дополняться – после того как профильные специалисты будут составлять и согласовывать с каждым ведомством отраслевой список документов, которые должны быть зафиксированы на бумаге. А те документы, которые не будут в него включены, разрешат использовать только в электронной форме.
Важная особенность перечня – закрепление места хранения бумажного варианта. Ведь некоторые документы играют серьезнейшую роль в развитии государства и общества, имеют большое историческое или культурное значение. Такие документы предлагается издавать на бумаге, но с условием, что бумажный вариант будет храниться по месту издания. А для работы будет использоваться электронная версия документа.
– Понятное дело, – говорит Станислав Касап, – что пока проект постановления еще проходит различные согласования и поэтому недоступен для ознакомления. Но как только он будет согласован и подписан Председателем Правительства, мы его обязательно опубликуем.
– Что ж, подождем. А кстати, согласовывают его в бумажной форме или в электронной?
– В электронной, конечно.
– Отлично. Возвращаясь к МЭД. Как взаимодействуют те ведомства, у кого нет проблем (перешел на безбумажную технологию) с теми, у кого есть проблемы (по-прежнему работает с бумагой)?
– Да, к сожалению, обмен государственными документами в электронной форме требует определённой технической безопасности, возможно, даже отдельной сети связи. По этой причине с теми ведомствами, которые еще не подключены к МЭД, обмен документами происходит в бумажной форме.
– Есть ведомства, технически не готовые к введению МЭД. Откуда сейчас взять деньги, чтобы их подготовить?
– А тут речь не идет о том, чтобы «сейчас». Дело в том, что все ведомства, которые сегодня подключены к межведомственному электронному документообороту, с точки зрения обеспечения оборудованием готовы. То есть был определенный список учреждений, план работ, затрат и так далее. Эти работы и оборудование финансировались из республиканского бюджета, и этот план выполнен. А сегодня мы рассматриваем возможность увеличения количества участников МЭД. В случае, если такое решение будет принято, то это будет уже новый план, и необходимые средства будут заложены в республиканский бюджет на 2021 год.
Но, кроме МЭД, есть еще одно новшество – система электронной отчетности. По замыслу, она позволит сдавать финансовую, налоговую, экологическую и статистическую отчётность через Интернет. То есть в безбумажном варианте, а значит без очередей и нервотрепки. Как отметил Станислав Касап, «эта система сейчас очень активно разрабатывается, в нее вносятся необходимые шаблоны отчетности, которых более 200. После внесения необходимых шаблонов отчетности планируется провести испытания системы, и предполагается, что уже с 1 января 2021 года система будет доступна для всех пользователей».
– Полагаю, бизнес быстро оценит преимущества прогресса. Однако в части МЭД, касающейся граждан: сегодня перечень документов, запрещенных к истребованию у граждан, состоит из 33 позиций. Если (и когда) МЭД заработает в полную силу, значит ли это, что госорганы от гражданина вообще никаких бумажек требовать не будут?
– По логике процесса – да. Конечно, мгновенно это не произойдет, будет несколько этапов. Сначала просто возрастет скорость предоставления государственных услуг (то есть справку будут выдавать не за неделю, предположим, а за день). Какие-то справки будут отменены, а какие-то станут бесплатными, потому что их не нужно распечатывать или перепроверять. А в идеале, когда межведомственный электронный документооборот заработает полноценно между абсолютно всеми ведомствами и учреждениями, когда будет работать единая база данных – да, и человек, и государство действительно смогут обойтись без бумаг. По крайней мере, без беготни гражданина по разным учреждениям.
– Но если ведомства избавятся от бумаг, то что будут делать люди, которые эти бумаги изготавливали? Получается, что секретари, делопроизводители, мелкие чиновники останутся без работы?
– Я бы сказал, без старой работы. Помимо фиксирования документа на бумажном носителе, есть еще ряд важных действий, направленных на создание и правильное оформление документов. Поэтапный ввод электронных документов в обиход безусловно может повлечь сокращение необходимости в количестве сотрудников, которые занимаются документооборотом. Однако применение новых технологий требует и наличия новых, специальных навыков и знаний, поэтому, думаю, без дела специалисты не останутся, однако при этом изменив характер самой работы в сторону информатизации процессов. И в этой связи могу напомнить: наша цель – сократить не людей, а расходы бюджета на бюрократию.
Сергей Ирошников.