Домой Культура Ах, этот волшебный водевиль!

Ах, этот волшебный водевиль!

0

В последнее воскресенье месяца, 30 октября, Приднестровский государственный театр драмы и комедии им.Н.С.Аронецкой порадует нас очередной премьерой. Речь идет о водевиле Петра Каратыгина «Дом на Петербургской стороне» в постановке народной артистки ПМР Аллы Доряну. Режиссер и актерская труппа подарят зрителям замечательную возможность окунуться в атмосферу праздника, задора и вместе с тем глубокого смысла русской души.

 

 

Пьесы Каратыгина отличаются занимательностью, живым, остроумным диалогом, актуальными сюжетами, рисующими петербургские нравы. Описывая черты быта и человеческие поступки, драматург создал колоритные живые характеры различных сословий Петербурга      30-40-х годов XIX века. Они пользовались успехом благодаря злободневности, живому диалогу, занимательности сюжета, юмору и яркому острословию. Шутки из его водевилей повторялись зрителями и становились народными.

В театральной среде нередко используют термин  «водевиль», но простому зрителю не всегда понятно, что это за жанр. «Водевиль – это совершенно своеобразный мир, – говорил великий Станиславский. – Это совершенно реальный мир. Персонажи очень жизненны и просты, это самые обыкновенные люди. Их особенность заключается в том, что они абсолютно во все верят».

Водевиль как жанр был канонизирован во Франции Эженом Скрибом, написавшим самостоятельно или в соавторстве с другими драматургами свыше 150 водевилей, многие из которых в течение 50 лет переводились и переделывались, служа драматургам других европейских стран образцами. Русская публика впервые познакомилась с водевилем в 1800-1802 гг., когда в Петербурге гастролировала французская труппа. В России водевиль появился в начале XIX века как жанр, развивающийся на основе комической оперы. В формирование русской драматургической школы водевиля внесли свой вклад А.Грибоедов, А.Писарев, Н.Некрасов, В.Соллогуб, П.Каратыгин и многие другие авторы.

С самого начала утверждения водевиля на русской сцене увлечение им стало принимать прямо-таки угрожающие размеры. Число поклонников водевиля со временем всё увеличивалось. Водевиль и сейчас привлекает занятным каламбуром, интересом к повседневному быту. Их диалоги и драматическое  действие, построенное на занимательной интриге, на анекдотическом сюжете, сочетаются с музыкой, песенкой-куплетом, танцем.

Концепция постановки зависит, конечно же, от режиссера, и здесь очень важно найти ощущение жанра, атмосферы водевильного мира, зерно «водевильных чувств» и потом заразить всем этим актеров. Постановщик спектакля, народная артистка республики Алла Доряну, за свою актерскую судьбу сыграла не в одном водевиле. Да и практика постановочного процесса у нее тоже уже есть, в 2014 году совместно с народным артистом Евгением Толстовым она поставила водевиль «Дочь русского актера» Петра Григорьева. С  этой постановкой приднестровская труппа объездила всю республику, и в каждом городе имела успех. Сюжет спектакля незамысловат, но довольно интересен: чтобы устроить дальнейшую жизнь, актер на пенсии Лисичкин вынужден выдать юную дочь Верочку замуж за помещика, отставного прапорщика Ушицу. Водевиль  Петра Григорьева когда-то ставила Надежда Аронецкая, и это еще раз напоминает нам мудрость о всем новом, которое «хорошо забытое старое».

Что ждать от нового спектакля нашего театра, от водевиля «Дом на Петербургской стороне»? «Водевиль – это большая школа для актеров, особенно для молодых, это особый жанр. Ведь здесь нужно работать воздушно, трепетно, быть на сцене легким, а это очень сложно, за этим стоит большой труд, – подчеркнула народная артистка Алла Доряну. – Водевили играть весьма непросто, несмотря на всю кажущуюся легкость, изящность и незамысловатость этого жанра. Очень трудно сыграть так, чтобы удержаться на грани и не уйти в какую-то пошлость, фальшь».

В водевиле «Дом на Петербургской стороне» автор изображает благородного бедняка-чиновника, который мстит домовладельцу за плохое отношение  над такими же бедняками, как он. И все это остро и мило, без натяжки, без преувеличения, без дурного тона. Безобидно, сатирически, со злободневным сюжетом, живостью диалогов, занимательностью куплетов и танцев. А  на все действие  водевиля нельзя смотреть без веселого хохота – так удачно он придуман, так прекрасно  выполняется интрига и чудачество над  скрягой Копейкиным.

При этом постановщик спектакля не забыла о канонах жанра водевиля: калейдоскоп забавных ситуаций и уморительных бурлескных характеров создадут артисты театра, а художественное оформление спектакля введет вас в мир бедных петербургских кварталов. Сценическое оформление принадлежит Владимиру Фрумусаки, пластическое решение водевиля – балетмейстеру  Ольге Якимченко. Что касается актеров, то своей яркой игрой театралов и зрителей-новичков порадуют народный артист ПМР и РМ Игорь Таран, народная артистка ПМР Алла Доряну, заслуженная артистка Татьяна Дикусар, Артем Мазур, Вероника Сафронова, Сергей Вокуловский, Ольга Салова-Чекан, Юлия Чеботарь.

Что ж, многие любители театра уже видели афиши грядущей премьеры и остаются в предвкушении: чем же удивят их любимые актеры на этот раз? Выход только один: сходить на «Дом на Петербургской стороне» 30 октября и воочию убедиться в том, что водевиль – это ярко, актуально, задорно и смешно!

Валентина Дукова,

заведующая литературно-драматической частью театра.

Exit mobile version