Домой Власть Верховный Совет Барьеры в наших душах

Барьеры в наших душах

0

На изменение в обществе стереотипов мышления был направлен круглый стол на тему «Инклюзивное образование: барьеры и перспективы». Под эгидой Молодежного парламента его заседание состоялось в Верховном Совете. Модератором выступила социальный педагог Ольга Иевлева, председатель комитета Молодежного парламента по социальной политике, вопросам семьи и детства.

В обсуждении проблем людей с ограниченными возможностями приняли участие первый заместитель министра по социальной защите и труду Олег Федотов, представители общественных организаций, госуниверситета.

В Приднестровье завершается объявленный Президентом Вадимом Красносельским Год равных возможностей. Но это не значит, что этой категории населения больше не станут уделять внимание. Наоборот, на ближайшие четыре года разработана специальная государственная программа, поскольку проблем накопилось немало.

Суть инклюзивного образования состоит в создании равных условий для обучения всех без исключения. Его еще характеризует абсолютное разрушение барьеров. И основным в этом является изменение мышления людей, отношения к тем, кто немного не такие, как мы. Разве никто из нас не был свидетелем пристального взгляда на инвалида или нежелания поднять инвалидную коляску в транспорт, типа «у меня спина болит». Получается, что барьеры не на городских улицах, они в наших душах.

Да, в последнее время отношение к людям с инвалидностью меняется – они уже не воспринимаются как что-то чужеродное, что должно быть изолировано от общества. А в авангарде толерантного отношения к таким людям молодежь. Она не обременена стереотипами и предубеждениями, поэтому молодые и являются главной движущей силой волонтерского и добровольческого движений. «Отрадно, что волонтеров, помогающих людям с ограниченными возможностями, становится больше. Некоторые говорят, что это мода. Пусть мода, но это все равно хорошо», – считает Олег Федотов.

Мы меняемся, потому что об инвалидах стали больше говорить, их проблемы не замалчиваются, они постепенно решаются. Но в этом мы сейчас, что называется, только на начальном уровне. И только ментальные изменения позволят нам сделать шаги вперед в процессе адаптации особенных людей в социуме. «Общество с опаской относится к самому слову «инклюзия». В основе этого метода – интеграция и взаимодействие здоровых людей и тех, кто ограничен в своих возможностях. Неотъемлемым правом родителей является выбор места обучения ребенка с ограниченными возможностями – в обычной школе или коррекционной. При этом важно делать выбор не как лучше будет для родителей, а как лучше для самого ребенка», – считает Ольга Иевлева.

А вот в России уже многого достигли в этом отношении, там успешно действует проект «Новая школа для всех». И у нас есть положительные примеры – в одной из столичных школ есть коррекционный класс для слабовидящих детей. Значительны достижения в спортивной реабилитации: приднестровцы – участники Паралимпийских игр.

Говорили и о создании безбарьерной среды. «Сложно, затратно и не быстро. Но идти к этому надо», – убежден зам. министра по социальной защите и труду Олег Федотов. В ходе круглого стола его участники рассказывали о совместном проведении всевозможных акций, соревнований, фестивалей, флеш-мобов, того, что разных людей по-настоящему объединяет, а также способствует адаптации инвалидов, их социализации. Ошибочным является также взгляд многих людей на то, что «несчастных» инвалидов надо обязательно одарить чем-то материальным: конфетами или тортами. Нет, они не этого ждут. Они ожидают соучастия и сопричастности. Поэтому те, кто по-настоящему, а не ради акции и «галочки» хочет помочь людям с ограниченными возможностями, должны быть готовы к тому, чтобы помочь им выбраться в театр, музей, кино, парк, на футбол, вместе поиграть, а главное – неформально пообщаться и понять этих особенных людей.

Благодаря воле и упорству они многого могут добиться. Как, например, тотально незрячая Татьяна Ставер, которая является преподавателем кафедры психологии факультета педагогики и психологии ПГУ. Она рассказала участникам круглого стола, что, начиная с 2000-х годов, законодательная база республики позволяет людям с ограниченными возможностями получать высшее образование на бюджетной основе. Татьяна Ставер обратила внимание на противоречивость и сложность системы инклюзивного образования. Приводила примеры, когда родители здоровых детей не были готовы воспринимать в классе ребенка-инвалида. При этом сами дети относятся к этому более терпимо. Именно поэтому главным должно быть право выбора – или массовая школа, или коррекционная. «На сегодняшний день нельзя полностью исключать систему специализированного (коррекционного) обучения», – считает Татьяна Ставер.

Для инвалидов и их родителей, конечно, самым удобным способом получения образования является домашний, но у него есть и один существенный минус – абсолютное отсутствие социализации таких людей. Как видим, система образования для людей с ограниченными возможностями вариативна: инклюзивное, коррекционное, домашнее, дистанционное. Поэтому при ее выборе необходимо учитывать как мировой опыт, так и местные особенности и возможности.

В числе обсужденных участниками круглого стола тем были также трудоустройство инвалидов, совершенствование материально-технической базы коррекционных школ, подготовка для них кадров, адаптация людей с ограниченными возможностями в общество.

Александр ЗАВЕЛЯ.

Фото: www.novostipmr.com

Exit mobile version