Домой Политика Блокада, переговоры и миротворчество – основные темы пресс-конференции в Москве

Блокада, переговоры и миротворчество – основные темы пресс-конференции в Москве

0

В российской столице с рабочим визитом побывала приднестровская делегация в составе первого зампреда Правительства Алевтины Слинченко, и.о. министра иностранных дел ПМР Виталия Игнатьева и сопредседателя Объединённой контрольной комиссии, депутата Верховного Совета Олега Белякова. Во время пребывания в Москве члены делегации провели пресс-конференцию в международном пресс-центре МИА «Россия сегодня».

 

 

Тирасполь-москваВ ходе общения с журналистами был затронут широкий круг вопросов, в том числе касающихся перспектив переговорного процесса по молдо-приднестровскому урегулированию. Представители Приднестровья отмечали – действия соседних государств оказывают комплексное негативное влияние на социально-экономическое положение республики.

«Мы можем го­во­рить, что усиление внеш­них «сталь­ных тис­ков», в ко­то­рых мы ока­за­лись, сов­па­ло с пе­ри­о­дом кри­зи­са на Укра­ине, и фак­ти­че­ски с весны 2014 года про­тив При­дне­стро­вья на­ча­ли си­стем­но ис­поль­зо­вать­ся ме­то­ды, ко­то­рые огра­ни­чи­ва­ют по­тен­ци­ал эко­но­ми­че­ско­го раз­ви­тия, свободу передвижения людей», – отметил на пресс-конференции и.о. министра иностранных дел Приднестровья Виталий Игнатьев. В числе односторонних дискриминационных шагов, предпринятых против республики, глава внешнеполитического ведомства упомянул проводимую украинскими властями операцию «Граница» (Прим. – меры по недопущению на украинскую территорию граждан России мужского пола в возрасте от 16 до 65 лет), а также целый ряд мер экономического воздействия на Приднестровскую Молдавскую Республику. «Следует упомянуть Постановление Кабмина Украины № 117, которое запретило поставку на территорию Приднестровья подакцизной продукции, действия РМ и Украины по разрушению механизма железнодорожных перевозок грузов на территорию Приднестровья», – сказал Виталий Игнатьев. При этом он напомнил, что на протяжении почти 11 лет действовала технологическая схема, которая позволяла перевозить грузы силами приднестровских железнодорожников.  «Те­перь у нас нет такой воз­мож­но­сти, все грузы обя­за­ны ре­ги­стри­ро­вать­ся и за­би­рать­ся ис­клю­чи­тель­но ло­ко­мо­ти­ва­ми Мол­дав­ской же­лез­ной до­ро­ги. Со­от­вет­ствен­но, наша же­лез­ная до­ро­га те­ря­ет свой функ­ци­о­нал, наши пред­при­я­тия несут до­пол­ни­тель­ные ло­ги­сти­че­ские, ад­ми­ни­стра­тив­ные, фи­нан­со­вые из­держ­ки, на­ру­ша­ют­ся кон­тракт­ные обя­за­тель­ства», – отметил в этой связи глава МИД ПМР. По его словам, только изменения в схеме движения грузов по железной дороге могут обернуться для приднестровских экономических агентов убытками, превышающими четыре с половиной миллиона долларов США в год.

Продолжая тему транспортной блокады Приднестровья, Алевтина Слинченко подчеркнула, что речь идёт не только о железнодорожном, но и об автомобильном транспорте. Из-за отказа соседних стран выдавать разрешительные документы приднестровским автопредприятиям хозяйствующие субъекты республики вынуждены прибегать к услугам молдавских перевозчиков.  «Ав­то­транс­порт­ная от­расль пол­но­стью пре­кра­ти­ла свое су­ще­ство­ва­ние», – ска­за­ла пер­вый зам­пред Пра­ви­тель­ства.

Алевтина Слинченко напомнила, что экономическая блокада Приднестровья продолжается с 2006 года. Только за первый год блокадных мер, по её словам, приднестровская экономика недосчиталась более 400 миллионов долларов. С каждым годом давление только усиливалось. С 2014 года, например, были ужесточены требования к вы­да­че раз­ре­ши­тель­ных до­ку­мен­тов на им­порт сырья и экс­порт го­то­вой про­дук­ции. «Ли­цен­зия вы­да­ва­лась не на дли­тель­ный пе­ри­од, а на 3 ме­ся­ца с необ­хо­ди­мо­стью по­сто­ян­но её про­дле­вать. К нашим пред­при­я­ти­ям, на­при­мер, к за­во­ду «КВИНТ», стали предъ­яв­лять­ся тре­бо­ва­ния, ха­рак­тер­ные для за­ко­но­да­тель­ства и эко­но­ми­че­ских аген­тов Молдовы, ко­то­рые они не могли вы­пол­нить. В связи с этим воз­ни­ка­ют во­про­сы с про­дле­ни­ем ли­цен­зии и даль­ней­шей ра­бо­той этого пред­при­я­тия, и при­мер «КВИН­Та» – это не еди­нич­ный слу­чай», – от­ме­ти­ла Алев­ти­на Слин­чен­ко. После введения ограничений на экспорт молдавской сельхозпродукции в Россию Молдова перестала выдавать приднестровским аграриям документы, необходимые для поставки таких же товаров на российский рынок.  «Мол­дав­ские ор­га­ны вла­сти по сво­е­му усмот­ре­нию не вы­да­ва­ли фи­то­са­ни­тар­ные и ве­те­ри­нар­ные сер­ти­фи­ка­ты гру­зам, экс­пор­ти­ру­е­мым из При­дне­стро­вья. И наши эко­но­ми­че­ские аген­ты несли по­те­ри, по­сколь­ку это де­ла­лось имен­но в се­зон­ный пе­ри­од ре­а­ли­за­ции овощ­ной и пло­до­овощ­ной про­дук­ции», – ска­за­ла по этому поводу Алевти­на Слин­чен­ко.

По словам Виталия Игнатьева, экономический прессинг является лишь частью гибридной войны, ведущейся против Приднестровья. «Се­год­ня мы на­хо­дим­ся в очень слож­ной си­ту­а­ции. Та­ко­го ком­плекс­но­го дав­ле­ния мы не ис­пы­ты­ва­ли с на­ча­ла 90-х годов, с мо­мен­та объ­яв­ле­ния неза­ви­си­мо­сти. Разве что не при­ме­ня­ет­ся си­ло­вое дав­ле­ние. Про­тив При­дне­стро­вья ве­дет­ся ги­брид­ная война», – отметил и.о. министра иностранных дел. Он, в частности, напомнил о том, что в Молдове на приднестровских граждан заведено более 200 политически мотивированных уголовных дел.  По мнению Виталия Игнатьева, причиной этих и подобных им действий молдавских властей в отношении приднестровцев являются их пророссийские взгляды.  «Наше на­се­ле­ние под­вер­га­ет­ся прес­син­гу за свой стра­те­ги­че­ский выбор, ори­ен­ти­ро­ван­ный на мак­си­маль­ную ин­те­гра­цию с Рос­си­ей, в евразий­ские ин­те­гра­ци­он­ные струк­ту­ры. Ре­фе­рен­дум 2006 года опре­де­лил при­о­ри­те­ты внеш­ней по­ли­ти­ки го­су­дар­ства, на­ци­о­наль­ную идею, и мы стре­мим­ся ее ре­а­ли­зо­вы­вать си­стем­но и по­сле­до­ва­тель­но. Курс При­дне­стро­вья никак не кор­ре­ли­ру­ет с европейским вектором развития наших соседей – Молдовы и Украины. В связи с этим наши парт­не­ры, в том числе и по пе­ре­го­во­рам, ис­поль­зу­ют любые воз­мож­но­сти для того, чтобы огра­ни­чить наш со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ский по­тен­ци­ал, спро­во­ци­ро­вать бед­ность, бло­ки­ро­вать по­ли­ти­че­ские ме­ха­низ­мы до­сти­же­ния ре­ше­ний», – заметил в этой связи глава приднестровской дипломатии. При этом он особо подчеркнул, что бесконечно терпеть прессинг со стороны своих соседей республика не может, и добавил: «Внут­ри при­дне­стров­ско­го об­ще­ства рас­тет за­прос на от­вет­ные дей­ствия».

Попытка решить вышеобозначенный круг проблем в рамках диалога Приднестровья и Молдовы натыкается на отказ Кишинёва под различными предлогами идти на контакт с Тирасполем. «Пе­ре­го­вор­ный про­цесс на­хо­дит­ся в си­стем­ном кри­зи­се, Мол­до­ва укло­ня­ет­ся от диа­ло­га, по­ли­ти­че­ские встре­чи са­бо­ти­ру­ют­ся», – ска­зал Виталий Иг­на­тьев. Он добавил при этом: «Тот ме­ха­низм, ко­то­рый у нас име­ет­ся в рам­ках меж­ду­на­род­но­го пе­ре­го­вор­но­го про­цес­са, на­хо­дит­ся в си­стем­ном кри­зи­се. Мол­дав­ская сто­ро­на укло­ня­ет­ся от нор­маль­но­го диа­ло­га, мы не можем решать проблемные вопросы в рам­ках существующих форматов. У нас дей­ству­ет 11 спе­ци­аль­ных экс­перт­ных ра­бо­чих групп, ко­то­рые при­зва­ны ре­шать про­бле­мы по ши­ро­ко­му спек­тру на­прав­ле­ний, но, к со­жа­ле­нию, де­я­тель­ность этих групп са­бо­ти­ру­ет­ся на­ши­ми мол­дав­ски­ми парт­не­ра­ми. Встре­чи по­ли­ти­че­ских пред­ста­ви­те­лей от Мол­до­вы и При­дне­стро­вья, одним из ко­то­рых яв­ля­юсь я, также са­бо­ти­ру­ют­ся.  Наши мол­дав­ские парт­не­ры объясняют это внутриполитическим кризисом в Молдове, связи с этим они якобы не могут участ­во­вать в про­цес­се пе­ре­го­во­ров, что за­тя­ги­ва­ет ре­ше­ние кон­крет­ных во­про­сов».

«Фак­ти­че­ски При­дне­стро­вью пы­та­ют­ся на­деть на­руч­ни­ки и тем самым вы­тал­ки­ва­ют пе­ре­го­вор­ный про­цесс за обо­чи­ну тех до­го­во­рен­но­стей, ко­то­рые су­ще­ству­ют в рам­ках международного переговорного формата, пы­та­ясь пред­ста­вить При­дне­стро­вье не как рав­но­прав­ную сто­ро­ну диа­ло­га, а как сто­ро­ну, про­тив ко­то­рой можно при­ме­нять весь ком­плекс ре­прес­сив­ных мер. Это не поз­во­ля­ет нам ре­шать мно­гие во­про­сы», – сказал дипломат. При этом глава МИД ПМР заметил, что Тирасполь определённые надежды возлагает на председательство ФРГ в ОБСЕ, поскольку «немец­кая сто­ро­на вы­ра­зи­ла на­ме­ре­ние ори­ен­ти­ро­вать­ся на ре­зуль­тат, де­мон­стри­ру­ет праг­ма­тич­ный под­ход».  «И здесь наши по­зи­ции в целом сов­па­да­ют пол­но­стью. Нам тоже нужны кон­крет­ные ре­зуль­та­ты, а не де­кла­ра­ции. По­это­му ве­ро­ят­ность воз­об­нов­ле­ния пол­но­цен­но­го диа­ло­га в фор­ма­те «5+2» будет за­ви­сеть от го­тов­но­сти мол­дав­ской сто­ро­ны ре­шать прак­ти­че­ские во­про­сы на всех уров­нях и идти навстре­чу для по­ис­ка ком­про­мисс­ных ре­ше­ний», – под­черк­нул он.

Ещё одна тема, которая была поднята журналистами во время пресс-конференции, – миротворческая операция на берегах Днестра. Сопредседатель Объединённой контрольной комиссии от Приднестровья Олег Беляков, отвечая на вопросы представителей СМИ, заявил, что смена миротворческого формата неизбежно приведёт к эскалации молдо-приднестровского конфликта. «Если из Зоны без­опас­но­сти уйдут сов­мест­ные ми­ро­твор­че­ские силы, то там по­явят­ся во­ору­жен­ные фор­ми­ро­ва­ния. Мы уве­ре­ны, что на­ли­чие новых фор­ми­ро­ва­ний в Зоне без­опас­но­сти при­ве­дет к но­во­му очагу про­ти­во­сто­я­ния между Рес­пуб­ли­кой Мол­до­ва и При­дне­стро­вьем», – ска­зал Олег Бе­ля­ков. При этом он вновь подчеркнул: замена обеспечивающих ныне стабильность на берегах Днестра Совместных миротворческих сил на миссию наблюдателей от какой-нибудь международной организации возможна лишь после окончательного урегулирования молдо-приднестровского конфликта.

 

Иван Викторов.

Exit mobile version