«Когда я выхожу на прогулку, то мой взгляд обязательно падает на что-то, что меня поражает, вызывает эмоцию. И моя цель как художника – увидеть красоту в простом, увидеть в простом сложное».
Эти слова Владимира Мыцыкова как нельзя лучше характеризуют его выставку «Эпоха», приуроченную к 70-летию автора, которая открылась 18 января в Тираспольской картинной галерее. Те, кто знаком с творчеством Владимира Николаевича, могут заметить несколько иной подход автора к изображению окружающего в нынешнем цикле. «Двадцать лет назад у нас в музее состоялась выставка художника, – рассказывает директор Тираспольского объединенного музея Алла Мельничук. – Преобладал серый цвет – задумчивый, философский. И вдруг, вслед за этим, – яркие работы. Самым интересным был конец этой первой выставки. Он сказал: да, у меня тут 50 работ, и я вам их все дарю! Это был первый и единственный раз в истории нашего музея».
Поздравительный адрес Президента Вадима Красносельского зачитал его советник Павел Прокудин. «Ваши художественные произведения способствуют как эстетическому, так и патриотическому, нравственному воспитанию молодежи, рождая интерес к творчеству, созиданию», – говорится в приветствии. Депутат Верховного Совета Вадим Кравчук передал художнику поздравление вице-спикера Галины Антюфеевой, в котором отмечено, что картины Владимира Мыцыкова – зеркало жизни нашей республики.
Много гостей, много знакомых лиц, и каждый останавливается перед той или иной картиной, возможно, наиболее запавшей ему в душу. На этой экспозиции у Владимира Николаевича много работ, посвященных городскому пейзажу, есть и сельская, более мягкая, живопись. Поэтому особую значимость приобретают портреты. Улыбчивый студент, человек с собакой, сидящий на ступеньках и предлагающий прохожим измерить вес, старый знакомый (работа так и называется)… Знакомые лица, которые, кажется, видишь каждый день, но, к сожалению, не всегда замечаешь эти улыбки. Мощная по «звучанию» картина – «Хозяин». Художник изобразил серьезного мужчину в рубахе нараспашку, ведущего за собой лошадь, запряженную в телегу. И все бы ничего, но сюжет – центр города Бендеры! Акцент поставлен на том, как хозяин держит лошадь, словно защищая ее от большого шумного города. Оксюмороны нашей жизни.
Судьба Владимира Мыцыкова-художника, пожалуй, была предопределена. «Я родился в Армении, в городе Камарлю, на улице Бабаяна, целой улице художников, скульпторов, архитекторов, – подчеркивает автор. – Я даже не выбирал, как бы сам себе назначил быть художником».
Не станем в этой статье рассказывать о других сторонах жизни Владимира Николаевича, коих очень много, одной газетной странички для этого рассказа явно не хватит.
Понравились мне знакомые виды, позволяющие найти в них то, что не всегда заметишь в жизни, когда, занятой, проходишь мимо. Вот запечатлена оттепель на столичной улице Краснодонской, а вот – речка в Суклее. Поэтичная дорога на Строенцы, а следом за ней – «Бендеры. Оттепель. Красный киоск». Иногда и киоск бывает поэтичным!
Картина «Апрельский снегопад» может быть даже в какой-то мере и историчной – когда еще нас так заметет поздней весной! По-особенному Владимир Николаевич изображает ночь в городе. В это время суток чувства обостряются, может быть, в темноте не все видно, но «внутреннее зрение» намного сильнее. То же и с тонами в «ночных пейзажах» художника. «Ночной дворик», который с легкостью узнают жители столичной Балки, оказывается уютным и одновременно рождает раздумья.
Когда я бываю на таких выставках, то повторяю заученную, пусть и банальную фразу: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Экспозиция «Эпоха» в столичной картинной галерее продлится до 17 февраля.
Андрей ПАВЛЕНКО.
Фото: www.novostipmr.com