Неустроенность в жизни, плохое окружение, наследственная предрасположенность – лишь часть факторов, способствующих развитию у человека зависимости от алкоголя или иных психоактивных веществ. Как противостоять ей и что делать, если это не получается? На наши вопросы отвечает заведующий наркологическим диспансером ГУ «Республиканская клиническая больница» Андрей Ротарь.
– Андрей Иванович, кто всё же чаще подвержен зависимости от алкоголя и наркотиков?
– Сначала отмечу, что наш диспансер занимается проблемами зависимости от психоактивных веществ. Это алкоголизм, наркомания, токсикомания. Алкоголизм и наркомания – одни из самых сложных биопсихосоциальных заболеваний. Возникают они как от внутренних (отягощенная наследственность, последствия поражения ЦНС (травмы, нейроинфекции и подражание взрослому, злоупотребляющему алкоголем), так и внешних причин (неблагоприятная микро- и макросоциальная обстановка – конфликты в семье, отсутствие работы и т.д.). Вместе они в разы повышают риск развития той или иной зависимости.
– Какова динамика этих заболеваний сегодня?
– Если говорить об алкогольной болезни, то в 2007 году было зарегистрировано 8640 человек, в 2010-м – 8921, а в 2020-м – 8691 человек. Хочу отметить, и это очень важно, что уровень потребления алкоголя тесно коррелирует с демографической ситуацией. ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) утверждает, что если на душу населения в год приходится более 8 литров абсолютного алкоголя (спирта), то могут наступить необратимые изменения генофонда нации. Это надо знать, об этом надо говорить. Чётко прослеживается влияние уровня употребления алкоголя на деторождаемость, на число разводов, на развитие преступности. И не только. В мире смертность в результате злоупотребления алкоголем на третьем месте. Средняя продолжительность жизни снятых с учёта в диспансере по смерти составляет 35-55 лет.
Статистика по наркозависимым: в 2007 году зарегистрировано 1019 человек, в 2010-м – 915 человек, в 2020‑м – 746 человек (это только те, кто достиг уровня болезни, потребителей же наркотиков намного больше). За ними ведётся диспансерное наблюдение, предусматривающее лечение, медицинскую реабилитацию.
Мы наблюдаем и тех, кто не достиг уровня зависимости от психоактивных веществ (наркотических, лекарственных, токсических), но подтверждён факт злоупотребления ими с немедицинской целью. Чтобы предупредить развитие болезни, за этими лицами устанавливается профилактическое наблюдение, которое предусматривает проведение с ними психотерапевтических мероприятий.
– Каков возрастной и гендерный состав ваших пациентов?
– Средний возраст зарегистрированных в диспансере – 25-45 лет. Чаще алкоголизмом и наркоманией страдают мужчины. В целом поражённость населения алкоголизмом, согласно официальной статистике, по итогам 2019 года составила 2%, поражённость наркоманией – 0,4%. В соответствии с действующими нормативно-правовыми актами, предусмотрено добровольное лечение (в том числе и анонимное – никаких анкетных данных о себе человек не даёт), обязательное (в отношении диспансеризированных лиц, уклоняющихся от добровольного лечения) и принудительное (по решению суда). Сейчас в дневном стационаре 48 пациентов.
– Среди зависимых бывают дети, подростки?
– Дети – это единичные случаи.
– И они из неблагополучных семей?
– Для того, чтобы стать зависимым или быть в группе риска, внешне неблагополучная семья – необязательный фактор. Потому что во внешне идеальной семье на самом деле могут иметь место большие внутренние конфликты, противоречия. Наши пациенты с личностно-поведенческими особенностями – дети из той конфликтной среды, в которой они росли.
– С семьёй зависимого человека проводите определенную работу?
– Больной, страдающий зависимостью от психоактивных веществ, редко живет один. Обычно он проживает в семье, либо в родительской, либо созданной – с детьми и супругой. Болезненная зависимость одного из членов семьи неизбежно нарушает внутрисемейные взаимоотношения. Члены семьи обнаруживают расстройства, обозначенные термином «созависимость». Созависимость является мучительным состоянием для страдающего ею. Созависимость – это фактор риска рецидива зависимости у больного, а также фактор риска возникновения различных расстройств у потомства, в первую очередь той же зависимости.
Из этого следует, что система наркологической помощи предусматривает не только лечение зависимости от алкоголя и наркотиков, но и лечение созависимости. Помощь нужна как больному, так и его супруге, родителям больного и другим родственникам, совместно с ним проживающим.
Зачастую наркоманию и алкоголизм расценивают не как болезнь, а как распущенность. Однако эти заболевания есть в международной классификации болезней как психические и поведенческие расстройства, вызванные употреблением психоактивных веществ. Но наше общество стигматизирует данную категорию пациентов, как будто бы они какие-то недочеловеки. Но они так же страдают, как и все, и им нужна помощь. Какая реакция у населения? Как правило, негодование, отторжение, агрессия к этому человеку. Даже родители давят на оступившегося ребёнка, попавшего в беду из-за дефицита родительского внимания, в то время, когда он нуждается в их защите и поддержке.
– Что делать, если не удалось оградить ребёнка от пагубной зависимости?
– Не проявлять агрессию, иначе внутренний конфликт будет углубляться. Мы так и говорим родителям: успокойтесь, не паникуйте, предстоит большая и долгая работа. Любящие родители заметят изменения в поведении ребёнка, и спокойно, без давления объяснят ему последствия и вместе решат возникшую проблему.
– Какой вы видите раннюю профилактику алкоголизма и наркомании?
– Ранняя диагностика предрасположенности к этим болезням предусматривает разработку методики социально-психологического консультирования, её внедрение в учебные учреждения и подготовку персонала к осуществлению данной методики. Ранняя профилактика зависимостей – это в первую очередь работа с семьями с неблагоприятным психологическим климатом. Лучше всего от пристрастия к наркотикам и иным психоактивным веществам убережёт крепкая дружная семья, в которой принято делиться своими переживаниями, быть внимательными друг к другу.
Светлана Осадчая.