ТЕПЛО БОЛЬШОГО ХОЛОДИЛЬНИКА
Представьте такую картину: прихожу в Суклейское отделение Сбербанка, чтобы получить ежемесячную доплату за свою «Трудовую славу», подаю паспорт, говорю: «Должны быть перечисления за орден…». Кассир внимательно смотрит на мой паспорт, на меня, потом эти действия повторяются… Меня как-то это насторожило, и я, грешным делом, подумал, что не подхожу под пенсионный возраст или под орден. Вдруг она настороженно спрашивает: «Вам действительно 75 лет?» – «Действительно, – отвечаю, – на минувший Покров мне исполнилось 75…» – «Простите, но вы выглядите гораздо моложе. В каком холодильнике вас так сохранили?» – «В самом большом холодильнике России по имени «Таймыр». Сохранялся двадцать лет. Скоро лечу на подзарядку, пригласили на праздник…». Я не стал уточнять, какой именно, но для уверенности постучал по кейсу, где находилось приятное и долгожданное приглашение…
Да простит меня уважаемый читатель за некоторые неудобства и угрызения совести, когда пишу о себе хорошем. Но представьте себя на моём месте: вам не было бы приятно получить вот такое письмо спустя двадцать лет:
«16.11.2015 г. № 1769
Члену Союза писателей России Н.А. Елагину.
Уважаемый Никандр Анатольевич!
В декабре 2015 года Таймыр празднует юбилей – 85 лет. Таймырский округ был создан 10 декабря 1930 года постановлением ВЦИК, а позднее вошёл в состав Красноярского края.
Суровая земля закаляла характер и дарила веру в свои силы. Немало замечательных людей рождались, росли и трудились здесь на благо дорогих сердцу мест.
Ваша жизнь самым тесным образом связана с Таймыром. С 1975 года по 1996 год Вы работали на Таймыре журналистом газеты «Советский Таймыр», многие годы руководили этим изданием. Были собственным корреспондентом газеты «Красноярский рабочий». Живя на Таймыре, написали несколько книг.
Уважаемый Никандр Анатольевич, от имени земляков и от себя лично приглашаю Вас в Дудинку 11 декабря 2015 года отпраздновать вместе с нами 85-летие Таймыра.
И.И. Джураев,
глава Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района».
Вдвойне приятно: в письме содержалось не только приглашение на праздник, но и добрые слова в мой адрес. Как не встрепенуться сердцу, как не вспомнить молодость, как не удивиться, что тебя знают, тебя помнят! Потому не устаю твердить себе и людям: говорите друг другу добрые слова при жизни, а не вослед. Кто его знает, возможно, именно эти слова продлевают нашу жизнь на несколько дней. Мне показалось, что специально для меня был заказан спокойный перелёт и мягкие посадки. Пребывание и встречи на таймырской земле всколыхнули душу и оставили неизгладимый след. Правда, «гостя-новичка» в первый день встретил 15-градусный морозец (что нехарактерно для Таймыра в эту пору, когда бывает, как правило, от 30 до 50 градусов холода). Вместе с резким ветерком и снегом они оставили другой след на моих щеках. Конечно, это не в счёт, когда испытываешь самые тёплые чувства возвращения в стихию Севера.
АКЦЕНТЫ СЕВЕРНОГО ПРАЗДНИКА
Акцент второй. Не припомню праздничных мероприятий такого масштаба, в которых были бы задействованы все слои населения: юбилей начали отмечать 1 декабря, закончили в середине месяца и плавно перешли к празднованию Нового года. Во всех школах прошли познавательные уроки по истории Таймыра. Я был свидетелем, как для младших классов эти занятия проходили в краеведческом музее…
У меня нет возможности назвать все мероприятия. Выбираю и называю только оригинальные, на мой взгляд. В посёлке Кресты прошёл конкурс строганины «Золотая стружка». Вы не знаете, что такое строганина? Самое оригинальное и вкусное северное лакомство! Готовится из только что замороженной свежей рыбы – чира, сига, муксуна, омуля. Специальным ножом нарезается стружка, которую надо незамедлительно употребить, сдабривая по вкусу солью, молотым чёрным перцем или томатным соусом. Объедение!
Во всех мероприятиях присутствовал, как говорят сегодня, местный компонент: колоритная одежда, национальная орнаментовка, оригинальная северная кухня. Чего стоят интерактивные выставки с участием этнофольклорных групп, выставки-продажи сувенирных изделий, национальных кукол, книжных изданий, с масштабными народными гуляньями на площади возле кино-досугового центра «Арктика» со стойбищем, где гостеприимные хозяйки чумов угощали гостей блюдами местной кухни да истории и сказки разные рассказывали о коренных народах Таймыра – долганах, ненцах, нганасанах, энцах.
Третий акцент. В праздничные дни много награждали – людей разных национальностей и профессий. Приятно поразило: на самом высоком уровне вспомнили и дворника, и уборщицу служебных помещений… А районная газета «Таймыр» разместила «Аллею славы» с портретами победителей в пятнадцати профессиональных номинациях (чем-то похоже на наш конкурс «Человек года»). Кстати, благодарность главы Таймырского муниципального района Ильдара Джураева за многолетнюю творческую деятельность получил и ваш покорный слуга. Но, пожалуй, лучшей благодарностью стали слова моих читателей и героев северных публикаций на встрече, которую организовали и провели в городской библиотеке заведующая методическим отделом Наталья Сатина и заведующая библиотекой семейного чтения Жанна Шнайдер.
Лично я с неподдельным восторгом воспринял выступления искромётного Красноярского государственного академического ансамбля танца Сибири имени М.С. Годенко и эстрадного коллектива «Яхонт». Мне трудно воспроизвести мотив и слова особо любимой мной песни «Хатанга». Просто я попрошу моих читателей заглянуть на сайт «Яхонта» и послушать эту песню. Лично мне она дорога тем, что очень понятна: своё освоение Крайнего Севера я начинал именно с Хатанги. Только потом были Дудинка и Диксон…
ДИКСОН, СТО ЛЕТ ТЫ МНЕ НУЖЕН!
В начале сентября 2015 года городскому поселению Диксон исполнилось 100 лет! Из этих ста лет я знаю Диксон процветающим и уставшим от перестроек сорок лет. Впервые я появился в арктической столице в начале 1976 года при необычных обстоятельствах. За полгода работы собкором по Хатангскому району по количеству, наверное, и по качеству публикаций я опередил всех собратьев по перу, и по итогам 1975 года меня признали победителем творческого конкурса по редакции «Советский Таймыр», в знак благодарности меня наградили… командировкой на Диксон. Неожиданно и приятно. Но командировали меня, конечно, не просто прогуляться по Диксону, где мы с фотографом Анатолием Смирновым задержались на полторы недели. Всё это время местный аэропорт был закрыт по метеоусловиям. Крутил такой вихрастый циклон, что не было видно ни зги. Но мы не сидели сложа руки. Мы побывали, где только можно было побывать: у авиаторов, у портовиков, у гидрометеорологов, в школе, в музее… По возвращении отписывался почти целый месяц и вновь заслужил благодарность редактора.
Вторая акция связи с Диксоном произошла чуть позже, когда я работал уже собкором «Красноярского рабочего». Как-то в газете «Известия» я наткнулся на интересный материал про американский городок Диксон, что под Чикаго. И мне захотелось провести кое-какие аналогии с нашим Диксоном. В одном из первомайских номеров краевой газеты появилась моя статья «Два Диксона, две судьбы». Получился такой объёмный материал, в лучших традициях советской журналистики. Но я не покривил душой: наш Диксон, несмотря на значительную разницу в климате, выглядел не хуже своего собрата. Потом корреспондент АПН Борис Иванов развил эту идею и довёл дело до уверенных контактов городов-побратимов…
Третьим заметным «вмешательством» в историю Диксона стала моя книга «Побратимы Арктики» (2002 г.) о защитниках Диксона в 1942 году как итог моих многочисленных встреч и переписки с сибиряковцами и дежнёвцами, – я успел с ними пообщаться с живыми.
У меня были все основания к тому, чтобы ожидать приглашения на празднование 100-летия Диксона. Но приглашения вовремя не последовало. Я немного поворчал по-стариковски, да и успокоился: видно, не судьба. Через месяц после празднования юбилея я получил письмо с очень красивым приглашением. Три месяца шло письмо – так ныне идёт почта…
На празднике в Дудинке встретился с одним из подписантов приглашения – председателем Совета депутатов городского поселения Диксон Александром Сергеевым. Он сожалел, что не продублировали приглашение по телефону или электронному адресу. Александр Сергеевич принёс свои извинения, вручил почти полный гостевой набор 100-летнего Диксона – специальный значок, юбилейные исторические издания, сборник стихов полярников «Маки Диксона», настенную тарелку с атрибутами арктической столицы, компакт-диски с памятными записями. Так что ещё сто лет ты мне нужен, Диксон!
ТУНДРА ЗАГЛЯНУЛА В МУЗЕЙ
Не буду скрывать: перестройка сыграла свою роль и в строительстве Таймырского краеведческого музея. Долгострой с бородой. Когда я приезжал на празднование 70-летия родной газеты, громадина музея, как бельмо на глазу, застила берег Енисея и словно просила каждого прохожего обратить внимание на его существование, чтобы помочь хоть чем-нибудь в ускорении его открытия. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается… Только после передачи музея в краевое подчинение как государственного учреждения культуры пошли инвестиции…
Когда мы с пресс-секретарём главы Таймыра Виталием Ивановым посетили музей по приглашению директора Ольги Корнеевой, просто не верилось в ту самую тягомотину. Музей просто блистал всеми цветами радуги, изобилием уникальных экспонатов, солнечными панорамами тундры и величавых гор. Как будто сама тундра хозяйкой вошла в этот дом и населила его людьми разных племён и удивительным миром животных. Профессионально сделанным муляжам и чучелам птиц и животных уготованы свои места в музейной среде. Панорамные просторы манят в свои объятия. Ольга Павловна, вызвавшаяся быть моим гидом, рассказала много интересных историй. Вот одна из них: тундровичка впервые попала в музей, ей так захотелось окунуться в родную стихию, что она прямо пошла на панорамную витрину. Её еле остановили, чтобы она не разбила стекло…
Поведаем ещё одну удивительную историю словами Ольги Павловны: в международной акции «Ночь в музее» в небольшом городе Дудинка ежегодно принимают участие от двух и более тысяч человек, и в основном это молодёжь.
Мне было разрешено снимать всё, что я захочу. Бесплатно. И я припомнил свой случай. Готовил «Побратимов Арктики» к изданию, попросил у бывшего директора музея скопировать картину боя у Диксона. Она ответила, что я за это должен уплатить. Даже не подействовали мои увещевания, что картина будет представлена как экспонат музея и соответственно сыграет роль рекламы этому заведению. Ольга Павловна только улыбнулась и пригласила своих фотографов, которые не только сделали много снимков о моём посещении музея, в том числе у знаменитой картины, у стенда, посвященного обороне Диксона, а сразу же презентовали в подарок компакт-диск со всеми этими изображениями.
У меня остались самые светлые воспоминания от посещения Таймырского краеведческого музея и её директора. С гордостью она говорила о своих достижениях в республиканских и международных конкурсах, о высокопоставленных гостях, которые восторгались коллекциями музея. А мне представилась великолепная возможность поздравить Ольгу Корнееву с её личным достижением: в ознаменование 85-летия ей присвоено звание «Почётный житель Таймыра». Звание это присваивается не только за долголетнее пребывание на таймырской земле, а за весомые труды, достойные уважения и памяти.
P.S. Хотелось совершить новогоднее чудо – привезти в Приднестровье хоть немножко таймырского снега, да не получилось – на всём маршруте многочасового перелёта стояла удивительно тёплая погода. Или просто я не обладаю сказочными свойствами Деда Мороза. Мне остаётся только передать слова искреннего приветствия и добрых пожеланий 25-летнему Приднестровью от 85-летнего Таймыра, где проживает большая диаспора наших земляков.
НИКАНДР ЕЛАГИН.