Домой Общество Вехи борьбы

Вехи борьбы

0

Мы продолжаем рассказывать о наиболее сложном, ответственном периоде в истории приднестровской государственности, когда от приднестровцев зависело, удастся ли сплотиться перед лицом общей угрозы национализма прорумынского толка, дискриминационной языковой политики, удастся ли отстоять право на человеческое достоинство или нет.

Напомним, что в прошлой публикации мы завершили повествование на ключевой вехе. 11 августа 1989 г. на заводе им. Кирова прошел массовый митинг протеста. В ДК «Кировец» на собрании представителей трудовых коллективов был создан Объединенный совет трудовых коллективов г. Тирасполя.

14 августа состоялось первое заседание ОСТК, на котором было принято решение о проведении двухчасовой предупредительной забастовки.

XI внеочередная сессия горсовета Тирасполя принимает решение потребовать переноса сроков сессии Верховного Совета МССР, проведения общенародного обсуждения законопроектов о языках, прислать комиссию Верховного Совета СССР для изучения ситуации в республике.

Вкратце отметим, что по приведенным выше требованиям видно, как настойчиво, последовательно стремился народ Приднестровья остаться в русле закона, соблюсти требования законодательства СССР. Но, увы, нас просто не слышали…

15 августа на Молдавском металлургическом заводе в Рыбнице создан забастовочный комитет города. В Бендерах рабочий комитет также становится забастовочным.

На следующий день предупредительная забастовка состоялась в Тирасполе, Рыбнице, Бендерах. В одном только Тирасполе, втором по величине городе Молдавской ССР, бастовало 28 трудовых коллективов, в Рыбнице – 15, в Бендерах – 10.

17 августа принято решение о превращении ОСТК в постоянный действующий орган.

Однако глас народа и на сей раз остался неуслышанным. Руководство МССР страдало опаснейшей болезнью – политической глухотой, судя по количеству заболевших – страшно заразной. 18 августа Президиум Верховного Совета МССР одобрил новые проекты законов о языках, отвечавших наиболее радикальным требованиям националистов. Публикация законов вызвала новую волну протестов по всей республике.

21 августа объявил политическую забастовку коллектив завода «Точлитмаш» им. С.М. Кирова. К ней присоединились заводы «Электромаш» и ЖБИ‑6. На заседании ОСТК принято решение об объявлении общегородской забастовки. Сам ОСТК становится забастовочным комитетом.

22 августа в Тирасполе на городском стадионе прошел митинг, участие в котором приняли около 50 тысяч человек.

В это же самое время сходы жителей конкретных приднестровских сел требовали перенести сроки проведения сессии Верховного Совета МССР, ввести два государственных языка. Спустя два дня началась забастовка в Рыбнице, прошел митинг в Бендерах. Солидарность с приднестровцами недвусмысленно выражали и в правобережной части Советской Молдавии.

24 августа увидел свет первый номер бюллетеня «Бастующий Тирасполь», печатный орган забастовки.

25 августа стало днем проведения в Тирасполе многотысячного митинга с требованием переноса срока проведения сессии.

Общественный резонанс, вызванный решительной позицией приднестровцев, был понятен и близок жителям Молдавии, не согласным с политикой народного фронта, не желавшим разрушения многонационального мира на этой земле, деления людей по «сортам». Так, уже через два дня после выхода «Бастующего Тирасполя» выходит «Бастующий Комрат». При этом активность приднестровцев являлась общепризнанной. Не случайно на базе Тираспольского забастовочного комитета создается Объединенный республиканский забастовочный комитет.

27 августа – вновь многотысячный митинг в Тирасполе. Тем временем в самом Кишиневе националисты вовсю требуют выхода Молдавии из СССР, добиваются полного суверенитета.

Приведенные выше, под одной датой, два факта заслуживают акцентированного внимания. На их примере видно, что процессы борьбы приднестровцев за соблюдение советской законности и стремления националистов порвать с таковой в августе 1989 г. протекали… одновременно.

Закусив удила, новая, прорумынская Молдова, руководствовавшаяся философией и практикой мононационального государства, рвалась наружу из доживавшей свой век гостеприимной, солнечной Молдавии, ранее так глубоко проникавшей в душу всем, кто приезжал в наши края.

В данной связи было бы куда справедливее, если бы клише «сепаратисты» правящая элита соседнего государства применяла по отношению к самой себе.

(В основе публикации – книга «ПМР. Хроника основных событий».)

Exit mobile version