О, как сильно ошибается тот, кто думает, что искусство лишено прикладного значения, или же, что таковым обладает лишь декоративно-прикладное творчество. Нет ничего более конкретного, осязаемого, действенного, чем сила искусства: музыки, поэзии, живописи, театра. С песней идут в бой, стихи читают на баррикадах, глядя на картину, преображаются духовно. Это не пустые слова. Государство, не заботящееся о поэтах и художниках, лишено будущего. В том числе и потому, что искусство – визитная карточка государства.
Приднестровцы гордятся кипящей в республике творческой жизнью. И хотя в ней, как и везде, есть свои трудности, свои нюансы, очевидно главное: сформирована прослойка творческой интеллигенции, значит, есть кому передавать опыт подрастающему поколению, воспитывать его на высоких художественных образцах. Ярчайший пример преемственности поколений – столичная детская художественная школа. На днях в стенах этого учреждения представители творческой общественности отметили знаковую дату – 130 лет со дня рождения Александра Федоровича Фойницкого, живописца, педагога, основателя приднестровской школы художников-реалистов.
Как отметила директор ДХШ им. Фойницкого Мария Мариян, взгляды художника, воспитанного на богатых традициях русской живописи, на искусство оказали глубокое влияние на целую плеяду приднестровских мастеров, сказались на формировании теоретической базы преподавания в детской художественной школе. Сам художник ценил «правду в искусстве», не зависящую ни от заказа, ни от влияния моды.
Рядовые зрители и сами мастера кисти и резца, те, кто учился у Фойницкого, выступая, говорили о потрясающей искренности этого автора. Таким был Фойницкий и в жизни. По воспоминаниям художника Виктора Радованова, Александр Федорович был скромным, гостеприимным, до последних дней много работал, искренне радовался успехам учеников, детально разбирал их рисунки, был принципиальным, требовательным, но в то же время – доброжелательным, предельно тактичным. К ученикам обращался на «вы». А в художниках – независимо от возраста и опыта – больше всего ценил увлеченность, преданность делу.
Энтузиазм Фойницкого, его горячая любовь к живописи передавались воспитанникам. Многие ученики Александра Федоровича стали мастерами, известными не только в Приднестровье. Энтузиазм оказался столь велик, что и много позже смерти художника в столице ПМР нашли средства для строительства большого трехэтажного здания, специально отведенного под школу (детская художественная школа появилась в Тирасполе ещё при жизни Александра Федоровича, в 1959 году). По словам художника Михаила Кислицкого, лично знавшего А.Ф. Фойницкого, такой школы, какая была открыта в 2003 году в нашем городе, ему не доводилось видеть нигде на постсоветском пространстве. Несомненно, мэтр может гордиться своими учениками, соотечественниками, осуществившими его давнюю мечту.
На сегодняшний день союз художников Приднестровья насчитывает около 50 членов. А тогда, в начале 20-х годов ХХ века, Александр Федорович был в Тирасполе единственным. Несмотря на разруху, царившую в стране, коренную ломку существовавших хозяйственных взаимоотношений, Фойницкий находит силы, чтобы заниматься искусством и педагогической деятельностью. В 30-е годы он организует студию при Доме пионеров. Ученики этой студии впоследствии стали известными художниками. Среди них: Леонид Григоращенко, Леонтий Глущенко, Евгений Мерега, Степан Тухарь, Виктор Коваль, Владимир Галперин, Геннадий Зыков, Михаил Руденко, Виктор Радованов. В 1938 году по инициативе Фойницкого открывается республиканский музей изобразительных искусстве в Тирасполе. В послевоенные годы мастер активно сотрудничал с Тираспольским краеведческим музеем, в котором ныне хранится богатейшая коллекция его работ.
Фойницкого вполне оправданно называют летописцем Тирасполя. Им созданы сотни полотен, рисунков, этюдов, запечатлевших образ нашего города в довоенные и послевоенные годы. Практически ни одно значимое событие в изменении архитектурного облика города не проходило мимо внимания художника. И хотя Фойницкий радовался переменам, стремился передать в своих работах сам дух времени, нельзя не отметить, что особенно ему удавались старые тираспольские дворики, в одном из которых жил он сам. Дом и двор, где Фойницкий прожил с 1921 по 1973 год, сохранился до наших дней. А в детской художественной школе, названной в его честь, создан музей, чья экспозиция насчитывает десятки экспонатов, к которым Александр Федорович прикасался собственноручно.
За 57 лет своего существования ДХШ им. Фойницкого выпустила около 3000 учащихся. Многие из них стали профессиональными художниками, дизайнерами, архитекторами, фотографами и ныне вносят свой вклад в развитие художественной жизни столицы и всей республики.
Николай Феч.