Как рассказать о Нюрнбергском процессе молодежи, подросткам, учитывая, с одной стороны, значение темы в масштабах всемирной истории, а с другой – особенности подросткового восприятия? Ведь, как известно, юные слушатели быстро теряют интерес, да и сам возраст, согласно азам педагогики и психологии, требует более творческого, нестандартного подхода, с применением игровых форм.
Но сообщать о Нюрнбергском процессе в «игровой форме» – не слишком ли это? Участники всероссийского движения «Волонтеры Победы» уверены: главное – найти правильный подход, и самим неравнодушно относиться к теме.
В столичном Дворце детско-юношеского творчества прошел международный исторический квест «Вторая мировая. Эпилог». Само слово «квест» из новых, но быстро входящих в обиход, как, например, и связанное с ним «локации». Квест – дословно «поиск», как вариант – командная игра, где участникам предлагается, перемещаясь от одной локации (точки, учебного места, информационной зоны) к другой, отвечать на те или иные вопросы, чтобы дальше продвинуться в рамках сюжета, сценария. Причем сценариев может быть несколько, поэтому от сделанного выбора (ответов) на конкретном этапе, уровне, зависит вся цепочка дальнейших событий.
Перед началом игры координатор приднестровского отделения всероссийского движения «Волонтеры Победы» Евгений Назаренко подробно объясняет участникам, учащимся столичных школ и сборной команде от «Молодежного обновления» замысел, правила. Речь действительно идет о Нюрнбергском процессе. Фашистские преступники готовятся предстать перед судом. Однако части верхушки Третьего рейха удалось скрыться и, находясь в тени, они пытаются влиять на ход процесса. А именно – ликвидировать и судей, и подсудимых, для чего создается диверсионная группа. Задачей участников квеста было выявить диверсантов из числа подозреваемых на основе сделанных умозаключений, применения знаний в области истории и других наук.
Так, например, на одной из локаций школьникам пришлось искать разгадку, демонстрируя умение вычислять азимут, использовать аксиомы геометрии.
Общаясь с журналистами, Евгений Назаренко объясняет, что сценарий тщательным образом разработан российскими специалистами. Он привязан к программе среднеобразовательных учреждений, так что квест одновременно служит и своего рода тестом, выявляющим уровень подготовки участников. Главное для волонтеров Победы, по его словам, именно то, что в живой и, вместе с тем, информативной форме ребята узнают об эпохе Великой Отечественной войны, глубже проникнут в тему. Таким образом закладывается фундамент их гражданской активности, а, возможно, и делается выбор в пользу будущей специальности.
Основные направления деятельности волонтеров – помощь ветеранам, проведение просветительских мероприятий, международных акций, благоустройство памятных мест, помощь в организации шествия «Бессмертного полка».
По словам координатора движения от Приднестровья, квест, посвященный Великой Отечественной войне, – второй в этом году. Предыдущий проходил в парке «Победа». Тираспольчанам было предложено в игровой форме ознакомиться с историей детского сопротивления фашизму на оккупированных территориях, больше узнать о личностях героев.
Как отметил Евгений Назаренко, «Исторический квест – это современный формат изучения истории, соответствующий реалиям времени».
Всем своим опытом волонтеры доказывают, что изучать прошлое своей страны можно в формате, близком, понятном молодежи, с использованием современных технологий. Принципиально важно, чтобы подход был нешаблонным, чтобы ребята чувствовали живую заинтересованность самих организаторов. Вот тогда можно не сомневаться, что эстафета памяти будет продолжена.
Михаил Фернет.
Фото: www.novostipmr.com