Анатолий Борисович Трофанчук любит бывать в музее Каменского райотдела внутренних дел: каждый экспонат напоминает ему о событиях сентября 1991 года. В то время он, участковый инспектор милиции, как и многие его коллеги, сделал выбор в пользу независимого государства.
– Есть решения, которые круто меняют судьбу. В 1991 году мы стояли именно перед таким выбором, – говорит Анатолий Борисович. – Тогда мы жили, точнее, существовали в обстановке неопределенности. Я не знал, что со мной произойдет завтра. Кишиневское руководство МВД могло не только уволить любого сотрудника, но и возбудить в отношении него уголовное дело буквально на пустом месте. Так нас пытались заставить принять триколор, латинскую графику, а вместе с ней и румынский язык. Для меня трехцветный флаг ассоциировался с оккупацией в годы Великой Отечественной войны. Именно тогда румыны расстреляли мою бабушку. Конечно, я не мог присягать на верность государству с таким знаменем. Я хотел жить в независимом государстве.
Утром 22 сентября 1991 года сотрудники милиции в парадной форме строем прошли по площади 60-летия Октября. Их поздравил Председатель Верховного Совета ПМССР Григорий Степанович Маракуца. Руководитель парламента вручил виновникам торжества приказы о назначениях, подписанные начальником Управления внутренних дел ПМССР Юрием Ивановичем Гросулом.
Начальник Каменского РОВД Юрий Иванович Роман зачитал текст клятвы рядового и начальствующего состава органов внутренних дел ПМССР. Каждый из стоящих в строю трижды произнес: «Клянусь!».
Рыбницкие и каменские милиционеры первыми перешли под юрисдикцию ПМССР. Другие отделы городов и районов еще колебались. Группы, организованные из первых приднестровских милиционеров, выезжали в Дубоссары, Григориополь, Тирасполь, где агитировали коллег встать на защиту молодой республики.
– Райотдел круглосуточно работал в оперативном режиме, мы отдыхали по очереди, – вспоминает Борис Евстафиевич Шкильнюк (заместитель начальника РОВД по работе с личным составом, майор милиции в 1991 году).
Сергей Иванович Ягожинский (в то время участковый инспектор милиции) уверен: «Мы поступили правильно: сегодня наше государство существует де-факто. Надеемся, что скоро последует признание Приднестровской Молдавской Республики де-юре».
Каждый год участники тех событий собираются вместе, чтобы еще раз вспомнить, как им работалось в первые дни становления республики. Хотя многие из них уже вышли на пенсию, ветераны готовы снова встать в строй. Они помнят о своей клятве на верность приднестровскому народу.
Олег Федоров.