Домой Общество Все мы учимся

Все мы учимся

0

Члены Совещательного собрания первых приднестровских депутатов при Председателе Верховного Совета очередное заседание посвятили обсуждению нынешнего состояния системы народного образования и существующих в отрасли проблем.

К разговору, волнующему общественников, была приглашена министр просвещения Татьяна Логинова. Выступление перед основателями республики она начала с констатации факта: приднестровская система образования унаследовала лучшие традиции советской – она открыта, готова к переменам, сотрудничеству со всеми, кому небезразлично, как обучается и воспитывается будущее нашей республики. Наша система образования работает по российским образовательным стандартам, а качество подготовки учеников находится на высоком уровне. Свидетельство тому – поступление наших выпускников в самые престижные вузы России. Тамошние ректоры молодых приднестровцев хвалят.

Ничто так не характеризует любую систему, как цифры, в полной мере это относится и к системе просвещения. В республике работают 158 дошкольных образовательных учреждений, 160 школ, 16 средних профессиональных заведений, 8 вузов и 14 организаций дополнительного образования. Тех, кто посещает детские сады, – 2268 человек, школьников – 45086. Однако не все дети дошкольного возраста охвачены воспитанием сотрудниками государственных образовательных учреждений, поскольку детей до 7 лет в республике проживает 28091. Но хуже, когда есть те, кто не посещает школу. В Тирасполе таких недорослей 27 человек, в Бендерах – 13, в Дубоссарах – 8, в Каменке – 6, в Григориополе – 2.

Еще каких-то три-четыре года назад едва ли не самой обсуждаемой в обществе темой была «оптимизация» учреждений системы образования. Под этим звучным словом обычно подразумевалось закрытие школ, что было прямо запрещено законом (в сельских населенных пунктах это было возможно сделать только по решению схода граждан). В период 2015-2016 годов было реорганизовано 14 школ. В прошлом и нынешнем году не закрыли ни одну школу. Более того, в Незавертайловке появилась школа-комплекс, а в столице, по инициативе Президента Вадима Красносельского, открылось Суворовское военное училище.

Вместе с тем, нельзя закрывать глаза на демографическую ситуацию, особенно складывающуюся в селах нашей республики. Снижение числа жителей в них, безусловно, накладывает негативный отпечаток на социальное положение сельских населенных пунктов, в том числе на местные школы. К примеру, в школе с. Бычок Григориопольского района один первоклассник и два ученика второго класса. Их объединили на основе принципов работы малокомплектных школ, которые, кстати, функционируют в России и даже дальнем зарубежье. При этом вряд ли имеет что-то общее с социальной справедливостью положение, когда учитель, обучающий и воспитывающий трех детей, получает такую же зарплату, как и его коллега из городской школы (лицея, гимназии), где свыше 30 учеников в классе не редкость.

Одна из самых больших проблем отрасли – низкая оплата труда сеющих «разумное, доброе, вечное». Так получилось, что и эту традицию советского прошлого унаследовала приднестровская система образования. Отсюда и непрестижность профессии у молодого поколения, которое хочет «здесь, сейчас и много». Посудите сами, молодой специалист, окончивший вуз и только пришедший на работу в школу, будет получать 1606 рублей. Ненамного от него ушел и педагог со стажем – 2100 рублей. При таком вознаграждении за труд впору убегать из педагогики. И они бегут. А масштабы этого бегства из профессии опять же характеризуют цифры пришедших на работу в начале учебного года и покидающих ее в его конце. Хотя нельзя умолчать и о положительной динамике в этом плане – в 2013 г. на работу в отрасль пришли 48 выпускников, а в 2016-м – уже 96, в 17-м – 66 человек. Для того чтобы закрепить педагогические кадры, Правительство выступило с законодательной инициативой об обязательной отработке теми выпускниками вузов, которые получали высшее образование за бюджетный счет. Законопроект направлен в Верховный Совет.

Не могла не взволновать участников заседания Совещательного собрания первых приднестровских депутатов и такая проблема, как «утечка мозгов». Каждый год не менее двух сотен талантливых молодых приднестровцев, выпускников школ, уезжает учиться в Россию. Она выделяет для них соответствующие квоты на получение высшего образования за счет средств федерального бюджета. Вот и в новом учебном году 206 светлых приднестровских умов будут грызть гранит науки в российских вузах на российские же деньги. Еще больше выпускников поступают в российские вузы самостоятельно по итогам сдачи на территории ПМР российского ЕГЭ. Никто не верит, что они вернутся работать домой. На практике возвращаются единицы. Но опять же голос не поднимется обвинять их в чем-то. Можем ли мы сегодня предложить им жилье, высокооплачиваемую престижную работу, карьерный рост? Да не можем! Так что корень этой проблемы лежит не в плоскости функционирования системы просвещения, а скорее, экономической, создания новых рабочих мест и достойной оплаты труда. «Когда мы, взрослые, убеждаем оставаться в республике и работать на ее благо, молодые спрашивают: «А где я буду работать?». Пока мы не можем дать им перспективу трудоустройства. Чтобы выпускники вузов оставались в республике, необходимо жизнь в ней сделать привлекательной. Без развития экономики этого не достичь», – считает председатель парламентского комитета по образованию, науке и культуре Михаил Бурла.

За месяц, год и даже два этого не добиться. Для всего этого необходимы время и ресурсы. Но сидеть сложа руки тоже негоже. Вот и внедряют в Приднестровье элементы дуального (практикоориентированного) образования. Это когда сроки обучения сокращаются, когда изучению теоретических основ отводится примерно 30% времени, а остальное – освоению практических навыков непосредственно у работодателя с выплатой стипендии и последующим трудоустройством. Применение этой системы вызвано острым дефицитом рабочих специальностей в различных отраслях народного хозяйства. В настоящее время уже 3 учебных заведения заключили договоры на подготовку специалистов с 5 ведущими предприятиями республики, в том числе ММЗ, ЗАО «Одема», ТПФ «Интерцентр Люкс». Необходимо отметить, что как раз динамично развивающиеся предприятия легкой промышленности особенно нуждаются в швеях.

Особую тревогу у основателей республики вызывает положение национальных школ, смешанных классов с преподаванием на украинском и молдавском языках. В республике действуют только три украинских школы, в которых обучается всего 445 учеников. С молдавским дело обстоит лучше – молдавских классов насчитывается 33, русско-молдавских – 14. В них учатся 6973 школьника. Под эгидой министерства просвещения уже были проведены рабочие совещания с участием начальников управлений народного образования городов республики, а также руководства союза молдаван Приднестровья и общественных организаций, объединяющих в своих рядах украинцев. Вырабатываются меры по популяризации обучения на молдавском и украинском языках, которые, наряду с русским, являются в ПМР официальными языками.

Многие проблемы отрасли упираются в деньги, особенно в части материально-технического обеспечения. И отрадно, что в этом году государство смогло изыскать дополнительные источники для формирования фонда капитальных вложений, средства которого идут на производство ремонтных работ, в том числе на объектах народного образования.

Даже после часового выступления руководителя отрасли с парламентской трибуны у членов Совещательного собрания остались вопросы. Их и задавали. Они выявили еще немало существующих проблем. К примеру, незаконное репетиторство. Ведь нередко бывает, что в роли репетитора выступает педагог, который эти же знания должен был дать на уроке. Или поиск ответа на вопрос: ходить в школьной форме или нет? Или, скажем, социальное сиротство, когда школьники воспитываются не родителями, уехавшими на заработки, а бабушками и дедушками, другими родственниками. Привозимые детям родителями дорогие гаджеты не заменят вечернего разговора с мамой или рыбалку с папой. Не потеряем ли мы это поколение, то и дело вопрошали участники заседания Совещательного собрания.

Прошедшим диалогом обе стороны остались довольны. «Мы обсудили практически все направления отрасли просвещения. Видно, что министр держит руку на пульсе происходящих в системе образования событий, не закрывает глаза на существующие в ней проблемы», – подвела итог встречи заместитель председателя Совещательного собрания первых приднестровских депутатов при Председателе Верховного Совета Анна Волкова. Может быть, состоявшийся на парламентской площадке откровенный разговор о судьбе наших детей, судьбе целой отрасли придаст дополнительный импульс их решению.

Савва МОРОЗОВ.

Exit mobile version