Андрей САФОНОВ, депутат Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики по 20-му Кировскому избирательному округу.
В этом году в Приднестровской Молдавской Республике пройдут одновременно парламентские и местные выборы. Несмотря на коронавирусную пандемию, никто не собирается отступать от норм Конституции и переносить выборы на более поздний срок. Закон превыше всего.
Хотя выборная кампания ещё не началась, самое время задуматься: а за что мы будем голосовать? Именно – за что, а не за кого. Почему вопрос ставится именно так?
Потому что предстоящие выборы не будут простым избранием депутатов Верховного и местных Советов нашей страны. Это будет не просто вопрос о власти. Это будет выбор между независимостью и правами каждого из нас, с одной стороны, и подчинённостью чуждой нам идее национализма – с другой. Если раньше натиск Кишинёва на нас был меньше, потому что лидеры Молдовы рассчитывали на то, что прежнее руководство ПМР само «сольёт» наше государство, то теперь политики Молдовы, США, Румынии и Евросоюза узрели, что эти расчёты не оправдались. Те, кто были избраны во власть в 2015-2016 годах, продавать родное государство за сомнительное звание «договороспособных политиков новой формации» не собираются.
Нынешняя власть охраняет независимость ПМР не ради красивых фраз, а для того, чтобы наши люди не делились на «титульных» и «нетитульных», чтобы приднестровцы не попали в положение жителей Гагаузской автономии, которой лидеры Молдовы много обещали, но в итоге лишили почти всех прав и полномочий.
Официальный Кишинёв хитрит. Раньше он полагал, что западное давление заставит Приднестровье сменить внешнеполитические ориентиры из-за, например, больших объёмов приднестровского экспорта в страны ЕС. Мол, его больше, чем той продукции, что идёт в Россию. Значит, по прагматичной и несколько наивной логике западников, приднестровцам больше незачем ориентироваться на Москву. Не сработало, потому что все приднестровцы видели, что такая переориентация предполагает отказ для ПМР от своей независимости и подчинение Молдове. Но этого не захотели даже те, кто не разделяет однозначную ориентацию на Москву. Во-первых, Молдова не стала привлекательной «витриной» для нас, жителей республики, а производство там «убито» куда больше, чем в ПМР. Во-вторых, режим в Молдове по-прежнему этнократический, то бишь «титульный». А попасть под такой «колпак» никому не хочется. Смысл отказываться от независимости, если тебя задвинут на третий план?
Так вот, хитрость Кишинёва сейчас состоит в том, что он начал не столько апеллировать к Западу, сколько упрашивать Москву: мы, мол, готовы с вами дружить, только отдайте нам Приднестровье, чтобы с помощью приднестровского электората похоронить проект присоединения Молдовы к Румынии.
Мы уже не раз размышляли над сутью такого обмана. США и Евросоюз вкупе с Румынией заинтересованы в том, чтобы руками Москвы затолкать приднестровцев под кишинёвский «купол», лишить ПМР самостоятельности и вообще государственности. А потом можно будет ни с кем не церемониться: любое сопротивление приднестровцев переориентации на Запад и Румынию подавить, а от России потребовать безоговорочного и скорейшего вывода войск с берегов Днестра. Нужно быть готовыми к тому, что такая комбинация будет разыгрываться особенно упорно в сентябре-декабре этого года. Тем паче, что 1 ноября в Молдове должны пройти президентские выборы, и некоторые кандидаты на пост главы Молдавского государства будут усиленно разыгрывать в своих целях российскую карту. Однако приднестровцы всегда были сильнее в долгосрочной информационной работе с россиянами, тогда как кишинёвские функционеры не умели длительное время скрывать западный контроль над собой. Мы сохраним свою независимость. Это несомненно.
Что получается? На выборах 29 ноября нужно голосовать за тех, кто:
– Сохранит независимость ПМР и права приднестровцев, независимо от национальности.
– Сохранит курс на союз с Россией во всех сферах, что, конечно, не означает враждебной политики в отношении других стран и международных организаций.
– Сохранит курс на евразийскую интеграцию, что означает, среди прочего, сохранение производственного потенциала ПМР.
– Сможет дать работу приднестровцам здесь, в нашем государстве.
– Поднимет уровень жизни населения.
В этом перечне два последних пункта по-прежнему остаются «ахиллесовой пятой» всех политиков последних 9-10 лет. Тем не менее с 2016 года у власти в Приднестровье находится многочисленная и работоспособная команда, которая, хотя её тоже есть за что критиковать, не является горсткой случайных людей, как это было в 2012-2016 годах. Нынешняя власть смогла стабилизировать положение, прекратить всеобщую нервозность в государстве, уничтожить воровские фирмы-однодневки, через которые прежняя правящая группировка выводила огромные суммы денег из нашей страны.
С этим воровством покончено, а вот задача подъёма уровня жизни пока не решена. Не побеждена и коррупция чиновников, хотя, повторимся, она не идёт в сравнение с воровством 2012-2016 годов. Но работа по улучшению положения будет вестись однозначно, потому что действующая власть отождествляет себя с Приднестровьем и хочет, чтобы деньги оставались в ПМР, а не уходили в оффшоры, как это было раньше.
Также нынешняя команда может гарантировать, что она не «сольёт» Приднестровье. Давайте говорить начистоту. Оппоненты власти всегда хотят к «рулю» прийти. А правящая команда хочет власть сохранить. И куда лучше править в независимой стране, чем в куцей автономии под пятой националистического режима. Впрочем, и здравомыслящие оппозиционеры стоят на такой же позиции. А нездравомыслящие – они просто орудие в руках тех, кто хотел бы прислать в ПМР своих наместников. Как это мечтали сделать некоторые в 1990-1992 годах…
О предстоящих 29 ноября выборах можно сказать много. И мы обязательно, дорогие читатели, о них ещё поговорим. А пока нужно помнить: своя рубашка ближе к телу, своё государство полезнее чужого. Приднестровцы должны сами решать свою судьбу. Следовательно, мы выбираем своё государство!