Прихватило сердце, сильно колет в боку, поднялась высокая температура, ребёнок упал и рассёк бровь… По каким только причинам, связанным с ухудшением состояния здоровья, мы не обращаемся в службу скорой помощи. На любой вызов тут же отправляется бригада медиков, поскольку малейшее промедление может привести к беде. И не важно, день это или ночь, будний или праздничный день – плохо может стать человеку в любое время.
Первую экстренную помощь бендерчанам без малого 13 лет оказывает фельдшер городской станции скорой помощи Степан Ладный (на фото слева). Он ещё в школе решил, что будет медиком, а потому поступил в Бендерский медицинский колледж. Когда пришло время выбирать специализацию, без тени сомнения пошёл на фельдшера. И уже тогда захотел работать именно в «скорой». «В медицину нужно идти с добром, с желанием помогать людям, приносить им пользу. В правильности избранного профессионального пути я уверен. Работа мне нравится, и менять её не собираюсь. Возможно, и сыновья, когда подрастут, станут медиками», – отмечает Ладный.
За время работы Степан Степанович оказывал первую помощь разным горожанам, побывал на разных вызовах. Однако основные связаны с выездами к людям с психическими расстройствами, поскольку работает он в специализированной психоневрологической бригаде. «У нас все пациенты сложные, у них своя симптоматика по различным заболеваниям. Но когда мы свободны, выезжаем и к линейным пациентам, то есть на обычные вызовы», – рассказал Ладный.
Но, чтобы стать хорошим медиком, одного желания мало, необходимы знания и постоянная их подпитка, терпение, внимательное отношение к людям, холодный разум, чтобы правильно оценить ситуацию и принять верное решение. У врачей «скорой помощи» времени на долгие размышления нет, порой счёт идёт на минуты. Кроме того, что фельдшер совмещает многие врачебные специальности, он должен быть ещё и психологом, который сумеет наладить контакт с каждым пациентом, подберёт нужные слова и успокоит человека.
Свою работу Степан Ладный любит и за неспокойный характер – «никогда не знаешь, что ждёт тебя, какие будут вызовы». Его рабочая смена начинается в 8 утра, но приходит раньше, чтобы успеть переодеться и принять «ящик», и закончится утром следующего дня. И так по графику сутки через трое.
– Ящик? – переспрашиваю.
– Да, ящик с препаратами первой неотложной помощи – обезболивающие, снижающие давление, противошоковые и т.д. Смотрим, что есть в наличии, дополняем недостающими, – поясняет фельдшер.
– Это тот самый оранжевый чемоданчик с красным крестом, с которым приезжаете на вызов, – догадываюсь.
– Он самый, но мы его называем «ящик».
В связи с коронавирусом вызовов стало больше, отмечает сотрудник «скорой». В среднем за смену – не меньше 13, но бывало и 26. Иногда дни настолько загружены, что, объехав несколько вызовов, возвращаются на базу пополнить «ящик», и – по новым адресам.
И если человек жалуется на высокую температуру, то бригада выезжает в специальных защитных костюмах, масках, перчатках. На обычные вызовы – как обычно.
В сложной работе на «скорой» находится место и юмору. «Иногда бабушки вызывают нас под видом высокого давления. Приезжаем, а она признаётся, что хотела о чем-то спросить и было скучно. Одинокая, поговорить не с кем. Вот тогда мы и смеёмся», – рассказывает фельдшер, в практике которого не так много радости.
В «скорой» признаются, что службе не хватает врачей, а потому на выезд направляются фельдшер и водитель (только на самые сложные едет и санитар). Вместе со Степаном Ладным в бригаде водитель Иван Чекой (на фото справа). И что интересно, устроился он на работу в «скорую» как раз в то время, когда начался карантин, и не хватало рабочих. А Иван Прокопьевич до этого два месяца искал работу.
Несмотря на то, что работает в медицинской сфере недолго, уже успел почувствовать разницу между старой и новой машинами «скорой помощи» (последние прибыли в Бендеры в мае). «Мы стали быстрее добираться к больным. В новых автомобилях комфортно и пациенту, и врачу. Есть система кондиционирования. А неровности дороги даже не ощущаются. Работать на такой машине – одно удовольствие», – отметил он.
Несколько удивился Иван Чекой уважению к «скорой помощи» со стороны всех участников дорожного движения: «Даже когда не включены проблесковые маячки, все машины дают приоритет «скорой», всегда пропускают нас вперёд. Все понимают, что едем на вызов».
Уходить со станции скорой помощи Чекой не намерен, говорит, что работать здесь интересно, каждый день узнаёшь что-то новое. Хотя вызовы разные, и не единожды ему приходилось надевать спецкостюм оранжевого цвета на выезды к пациентам с высокой температурой.
Светлана Осадчая.
г. Бендеры.