Домой Общество В ответе перед потомками

В ответе перед потомками

0

Во время боевых действий в 1992 году иностранные журналисты, приезжая в Парканы, удивлялись: на защиту села встали люди разных национальностей: украинцы, молдаване, русские, болгары… «Откуда такое взаимопонимание, такая сплоченность?». Действительно, то, что нам, приднестровцам, представляется совершенно естественным, для иностранцев – загадка.

«Феномен Приднестровья» – явление исторически протяженное, многогранное, предмет исследования для целого ряда наук. Но, думается, ярче и полнее всего наш национальный характер проявился в годы героической обороны молодого государства, когда весь народ, не по чьей-то указке, а по велению сердца, встал на пути агрессора. Парканам в этой истории принадлежит особое место.

Обратился к событиям, предшествующим кровопролитию, учиненному ревнителями «конституционного порядка и территориальной целостности» из соседнего государства.

Итак, 1990 год. Сентябрь. ПМССР, созданной на II чрезвычайном съезде депутатов всех уровней, не исполнилось и месяца. В Тирасполь, а затем в Парканы из Москвы прибывает специальная комиссия в составе Маршала СССР Ахромеева, председателя Комитета по национальным вопросам Верховного Совета СССР Таразевича и других экспертов. Желая разобраться в сложившейся на берегах Днестра социально-политической обстановке, члены комиссии провели ряд встреч. И вот что им говорили сельчане в парканском Доме культуры. Депутат Парканского сельсовета Н.К. Мотынга: «Тяжело мне выступать. Ведь я молдаванин. Родился и вырос в соседнем Григориопольском районе. Живу в Парканах. Но я ничуть не жалею, что выбрал болгарское село. Здесь я не чувствую дискриминации. В нашем многонациональном селе все равны. Но вот нашлись в Молдавии силы, которые делают ставку на межнациональную рознь во имя чьих-то личных амбиций. Нас заставляют поклоняться триколору, хотят внедрить румынский язык и культуру иностранного государства. Не понимаю, почему я должен ложиться спать молдаванином, а просыпаться румыном?».

Житель Паркан тогда предельно четко объяснил, откуда в Приднестровье такое неприятие затеянной в Молдове румынизации: «В годы оккупации румынские солдаты заставляли меня есть землю, потому что у меня не было сил грузить тяжести. Да, я никогда не забуду издевательств захватчиков. А меня теперь хотят заставить называть себя румыном. Я ничего не имею против латиницы. Но я за то, чтобы язык у нас был не румынский, а молдавский. Язык, на котором говорили мои предки. Считаю, что если мы хотим, чтобы в Молдавии воцарились мир, согласие, нужно провести референдум. Пусть каждый выскажет свое мнение и о государственном языке, и о государственных символах. Но нельзя допустить, чтобы в крае главенствовал диктат некоторых лидеров, которым народ уже перестал верить».

К сожалению, голос здравомыслящего человека, а в его лице – сотен тысяч приднестровцев, жителей Гагаузии и самой Молдовы, не был услышан. Диалогу кишиневские власти предпочли путь насилия, войны против собственного народа. Добавим, что мнения у граждан РМ относительно геополитического выбора, национальной истории, государственного языка в Кишиневе никто не спрашивал. Власть реализовывала свои «проекты» в обход народа.

Приднестровцы же были и остаются единым социальным организмом, последовательно отстаивающим свой выбор, неоднократно подтвержденный на референдумах.

Продолжим разговор на примере Паркан. В 1989 году жители сила влились в забастовочное движение, спровоцированное националистической политикой Кишинева, оказывали бастующим моральную и материальную поддержку.

20 мая 1990 г., во время так называемого Великого национального собрания народного фронта, в с. Варница около 200 сельчан ушли в Бендеры, чтобы не допустить водружения националистами триколора на Бендерском горсовете.

2 июня 1990 году в Парканах состоялся I съезд депутатов всех уровней Приднестровья, который, по словам первого Президента ПМР Игоря Смирнова, послужил началом создания республики и во многом благодаря самим жителям села.

В октябре 1990 года 40 парканцев приняли участие в историческом походе приднестровцев в Гагаузию с целью оказания помощи в поддержании общественного порядка и противостояния волонтерам Молдовы, собиравшимся сорвать выборы в Гагаузской республике. Никогда не забыть участнику похода М.Ф. Кириченко, как встречали приднестровцев братья-гагаузы: «У обочин дороги слева и справа мы не видели молодежи. Только после мы узнали, что вся молодежь стояла на постах вокруг города, готовая встретить непрошеных гостей из Молдовы. Нас же встречали старики, женщины и дети. Многие стояли на коленях и крестились, большинство из них утирали слезы. На всё это спокойно смотреть было невозможно».

После гагаузского похода парканцы вместе с тираспольчанами блокировали Бендерский и Бычковские мосты, чтобы народнофронтовцы не устроили на левом берегу дебош.

Начало широкомасштабной агрессии вызвало решительный отпор со стороны приднестровцев. Парканцы немедленно откликнулись на призыв создавать народное ополчение, официально подкрепленный указом Президента от 17 марта. Свыше 900 добровольцев из Паркан пополнили ряды этого воинского формирования.

Плечом к плечу с мужчинами стояли и бесстрашные приднестровские женщины. 9 мая вокальный ансамбль женщин из Паркан под обстрелом выступал на позициях Кошницкого плацдарма. Вместе с тираспольчанками и бендерчанками парканцы осаждали воинские части российской армии, умоляя офицеров оказать помощь защитникам.

Под влиянием сельчан 18 мая инженерно-саперный батальон под командованием И.В. Дудкевича перешел под юрисдикцию ПМР. Благодаря личному офицерскому мужеству полковника Дудкевича защитники республики получили значительное количество оружия, техники и войскового имущества. После расстрела националистами автобуса с мирными жителями Бендер были приняты все меры, чтобы военная техника из воинской части, расположенной в Парканах, не попала в руки к экстремистам. Боевые машины были выведены на улицы и взяты под охрану.

Парканцы сами охраняли свое село. К 10 мая на всех 38 улицах были сформированы отряды самообороны общей численностью более 600 человек. Большинство из них возглавляли офицеры запаса или младшие командиры.

После агрессии Молдовы против Бендер из отрядов самообороны был сформирован и вооружен батальон Парканского народного ополчения численностью 960 человек. При формировании отрядов самообороны, а после – народного ополчения неоценимую работу проводили работники сельского Совета: В.И. Черниченко, В.Д. Кошарова, И.В. Обручкова, Н.И. Цыстарь, Н.П. Николаева, председатель женского совета Г.И. Радулова.

Батальон народного ополчения совместно с личным составом инженерно-саперного батальона встали преградой для продвижения противника на участок левого берега Днестра протяженностью 16 км – от Терновки до Бычка. 40 дней и ночей село охранялось ополченцами. Соблюдался комендантский час, работали все предприятия. За это время было задержано более 100 человек, не проживающих в селе и заподозренных в шпионаже и провокациях, которых сразу отправляли в Тирасполь.

22 июня Парканы подверглись жесточайшему обстрелу. На территории инженерно-саперной части в ночь с 21 на 22 июня прогремел взрыв, унесший жизни 26 человек. По одной из версий, он был устроен диверсантами РМ. Погибли 4 офицера, ополченец и 21 боец молодого пополнения.

Самолеты Молдовы МИГ-29, пытаясь разбомбить мост через Днестр и таким образом отрезать Бендеры от Левобережья, сбросили на село четыре авиабомбы. Две из них взорвались недалеко от автомобильного моста через Днестр. Две упали на улицу Ленина, повредив близлежащие дома. Всего по Парканам было выпущено около 200 снарядов. В результате обстрела 7 человек погибло, 17 было ранено, повреждено около 200 домов.

Парканские ополченцы стояли на Кошницком плацдарме, в Кочиерах. Ротами народного ополчения командовали жители Паркан В.Г. Станилевич, В.В. Швец, командирами взводов были И.И. Колисниченко, В.Д. Гречкин, А.П. Диордиев, М.И. Плохой, командиром батальона – Н.И. Погорельский, командиром отделения – Н.И. Макалич.

За проявленное мужество и стойкость в период боевых действий 150 ополченцев награждены медалью «Защитнику Приднестровья», более 300 – знаком «За оборону Приднестровья».

Своими активными действиями парканцы доказали, что не растеряли мужества, завещанного предками, и не забыли об ответственности перед потомками. В трудные для республики дни жители этого приднестровского села завоевали право рассказывать детям и внукам о своем вкладе в героическую летопись обороны государства, защиты прав его граждан.

Обращаясь к истории, говоря о «феномене Приднестровья», мы вели повествование только на примере Паркан. Но, как уже отмечалось, лишь благодаря всенародному подъему, сплоченности приднестровцев республика в 1992 году выстояла. Благодаря высокой степени социального единства мы продолжаем развиваться, минуя все трудности, вопреки неослабевающему давлению извне и отсутствию международно-признанного статуса.

Николай Феч.


Редакция газета благодарна М.Ф. Кириченко, председателю сельсовета с. Парканы в 1990-1994 гг., депутату Верховного Совета ПМР I созыва, за предоставленные материалы.

Exit mobile version