Домой Общество В праздник о буднях

В праздник о буднях

0

10 февраля министерство иностранных дел Приднестровья, так же, как и их коллеги из России, отметили День дипломатического работника.  В РФ он был учреждён в 2002 году. А в 2014 году стал профессиональным праздником и сотрудников внешнеполитического ведомства нашей страны. Именно 10 февраля 1549 года впервые упоминается в русских летописях Посольский приказ – прообраз нынешнего министерства иностранных дел. Кстати, в том же источнике назван и первый глава российской дипломатической службы подъячий Иван Висковатов.


Уже на протяжении нескольких лет МИД ПМР совмещает торжественное собрание по случаю профессионального праздника с коллегией, на которой подводят итоги прошедшего года. Последние в начале года проводят во всех министерствах и ведомствах. Правда, ввиду пандемии коронавируса отчитываться о работе в 2020-м госорганам приходится в удалённом режиме. Кстати, о влиянии COVID-19 шла речь и на этом онлайн-мероприятии. Часть переговоров с представителями иностранных государств  и международных организаций пришлось перевести тоже на «удалёнку».

Например, из 26 заседаний экспертных (рабочих) групп по различным сферам взаимодействия между Тирасполем и Кишинёвом 12 пришлось провести «по компьютеру». Поддерживалось общение таким же образом и с представителями других участников переговорного формата «5+2» (Приднестровье и Молдова – стороны; Россия, ОБСЕ, Украина – посредники; ЕС и США – наблюдатели. – Прим. ред.). Например, дважды в видеоконференциях с приднестровскими официальными лицами принимал участие спецпредставитель Действующего председателя ОБСЕ Томас Майер-Хартинг. Трижды в прошлом году он посещал нашу республику. Вживую один раз встречались президенты Приднестровья и Молдовы и дважды – политические представители сторон в переговорном процессе по молдо-приднестровскому урегулированию.

Вместе с тем, как говорилось в докладе министра иностранных дел Виталия Игнатьева, в прошлом году впервые с 2011-го не проводилось ни одного заседания «5+2».  Более того, впервые с 2007 года не было и консультаций, в которых бы участвовали все страны и международные организации, представленные в этом формате. Здесь стоит напомнить, что последний раз в 2019 году в Братиславе заседание «Постоянного совещания…» (формат «5+2») прошло безрезультатно.  Молдавская делегация тогда отказалась подписывать итоговый протокол, после чего Кишинёв перестал выполнять достигнутые в 2016-2018 годах договорённости (пакет «Берлин+» – соглашения, достигнутые на заседаниях формата «5+2» в немецкой столице в 2016 году и последующих). Как отмечает МИД ПМР, в прошлом году молдавская сторона выдвигала требования о пересмотре соглашения по вопросам телекоммуникаций, из-за чего несколько раз в сетях связи возникали помехи. То же самое произошло и с договорённостью по «нейтральным номерам». Молдавская сторона стала требовать у их владельцев водительские удостоверения своего образца. Вопрос о предоставлении «нейтральных номеров» коммерческому автотранспорту так и не был решён. Более того, была предпринята попытка блокирования нескольких маршрутов между Молдовой и Приднестровьем. 7 октября делегации сторон, а также миссии ОБСЕ в Молдове посетили ПРТС (пункты регистрации транспортных средств, где оформляют «нейтральные номера»). По итогам этой поездки был подписан предложенный представителями ОБСЕ протокол. Он должен стать основой переговоров по автотранспортной тематике в нынешнем году. В 2020-м Кишинёв стал выдвигать дополнительные требования в отношении румынских школ (учебных заведений, входящих в систему образования Молдовы, но находящихся на территории ПМР).

Большинство встреч отраслевых экспертов закончилось безрезультатно из-за отсутствия у молдавских представителей конкретных предложений по решению тех или иных вопросов. А проблемы возникали постоянно. Напомним, что в январе создавались препятствия для транспортировки грузов приднестровских предприятий железнодорожным транспортом. Тогда же Молдова перекрыла границу с Украиной для автомобилей с приднестровскими номерами. Приднестровье пригрозило ввести ответные меры по отношению к молдавским автовладельцам, после чего состоялся телефонный разговор между президентами Молдовы и Приднестровья (по инициативе первого), и только тогда ситуацию удалось вернуть обратно.

Вместе с тем, стоит отметить плодотворное сотрудничество между приднестровскими и молдавскими медиками по тестированию на коронавирус, несмотря на критику официальным Кишинёвом предпринимаемых Приднестровьем мер по борьбе с его распространением. В условиях пандемии Молдова попыталась блокировать импорт в Приднестровье ряда товаров, в том числе медикаментов и медоборудования, включая запасные части к аппаратам искусственной вентиляции лёгких. Это притом что с 16 марта по 2 июня Украина закрыла (по просьбе молдавской стороны) свою границу с Приднестровьем.

Кстати, благодаря контактам с представителями МИД Украины всё-таки удалось возобновить движение через пункт пропуска «Кучурган-Первомайск». Предпринимались шаги и по недопущению введения «второй фазы» совместного украинско-молдавского контроля на границе Украины с Приднестровьем. Среди других предпринятых в прошлом году Кишинёвом мер против Приднестровья, напомним, – блокирование международных банковских карточек, требование у возвращающихся из-за рубежа жителей нашей республики молдавских полисов медицинского страхования.

Отдельно глава внешнеполитического ведомства Виталий Игнатьев остановился на взаимодействии с Россией, Украиной, братскими республиками Кавказа, а также со странами дальнего зарубежья и международными организациями.

Говоря об укреплении стратегического партнёрства с Москвой, руководитель МИД напомнил о взаимных визитах приднестровских и российских делегаций, включая и поездки в Москву Президента Вадима Красносельского.

Особо Виталий Игнатьев  остановился на участии в качестве наблюдателей в наших парламентских выборах депутатов обеих палат Федерального законодательного собрания РФ, а также на работе Официального представительства Приднестровья в российской столице и помощи России в борьбе с пандемией коронавируса. В частности, министр иностранных дел напомнил о посещении республики представителями Роспотребнадзора, которые дали высокую оценку  приднестровским медицинским учреждениям. Примечательно, что аналогичным образом оценили предпринимаемые у нас меры по борьбе с распространением COVID-19 и специалисты Всемирной организации здравоохранения, которые также в прошлом году побывали в Приднестровье. Уже в конце года во время очередного визита в Москву Вадим Красносельский и Виталий Игнатьев встретились с замруководителя Администрации Президента России Дмитрием Козаком и замглавы российского МИД Александром Панкиным. Среди вопросов, которые затрагивали во время этих переговоров, и вакцинация приднестровцев от коронавируса. Одним из важнейших итогов тогдашней поездки в российскую столицу главы государства и руководителя МИД стала договорённость о безвозмездном выделении Приднестровью 30 тысяч доз «Спутника V» и оказании помощи пострадавшим от засухи аграриям. Кстати, помощь в виде аппаратов искусственной вентиляции лёгких, медикаментов, средств индивидуальной защиты и дезинфекторов оказывалась Приднестровью в прошлом году и другими странами и международными организациями.

Касаясь отношений со странами дальнего зарубежья, Виталий Игнатьев подчеркнул, что благодаря налаженным контактам с иностранными коллегами удалось вернуть приднестровцев из более чем тридцати стран мира. Особенно важным в плане международного сотрудничества, как отметил министр, является укрепление связей с агентствами ООН. «Важным событием в области сотрудничества Приднестровья с агентствами ООН стало решение о совместной разработке Рамочной основы в области прав человека в Приднестровье, которая будет опираться на рекомендации Старшего эксперта ООН по правам человека Томаса Хаммарберга и других отраслевых экспертов ООН, посещавших Приднестровье. Продолжилась реализация Совместной программы ООН в области прав человека, в рамках которой, в частности, оказывалась поддержка людям с ограниченными возможностями и представителям малых этнических групп. При содействии ЮНИСЕФ был реализован проект по укреплению системы правосудия с учетом интересов детей», – говорилось в докладе главы нашего МИД. Здесь стоит обратить внимание на то, что речь идёт о совместных программах Приднестровья и ООН.

Особое внимание в прошлом году министерство иностранных дел уделяло работе консульской службы. В докладе руководителя ведомства на этот счёт говорилось: «В МИД ПМР поступило 4009 заявлений (всего 5654 документа) от граждан и представителей юридических лиц, среди которых 45 – с просьбой о легализации учредительных документов и доверенностей на право представления интересов компаний, выданных компетентными органами (их должностными лицами) иностранного государства, 18 документов – для действия за пределами ПМР. Было выявлено 4 поддельных документа».

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что несмотря на все негативные прошлогодние нюансы, наше внешнеполитическое ведомство достойно представляло республику на международной арене, не теряя прежних контактов и налаживая новые.


Кирилл Нефёдов.

Фото: www.president.gospmr.org  и www.mfa-pmr.org

Exit mobile version