«Эх, дороги, пыль да туман, холода, тревоги да степной бурьян…» – звучали из диктофона голоса участников хора. Знакомые, услышав запись, сказали: «Хорошо поют, душевно…». И правда, пели хорошо. Настолько, что мурашки по коже. На концертах хора «Красная гвоздика» столичного клуба «Ветеран» я бывала не раз. И всякий раз это было не просто пение, не просто номер, а целая маленькая история, целая маленькая жизнь.
Мне посчастливилось заглянуть за кулисы, «проникнуть» на одну из репетиций народного хора и увидеть, из чего он соткан. Какими секретами обладает, раз умеет заставить слушателей то смеяться, то плакать. В клубе «Ветеран» работа уже шла полным ходом: около 30 участниц хора расположились за столами с текстами песен в руках, перед ними – руководитель коллектива Прасковья Узун и аккомпаниатор-баянист Валерий Черга. И если обычно поющие – одни только женщины, то ныннешняя репетиция стала исключением и, можно сказать, «пробой пера». На ней солировал мужчина. Валерий Глазков – член совета ветеранов войны, труда и ВС Тирасполя, известный своими вокальными данными, принимающий участие во многих концертах города. Как позже рассказала Прасковья Ивановна, такое сотрудничество в тот день происходило впервые и, она надеется, со временем станет доброй традицией. Голос солиста и женские голоса звучали гармонично. Он задавал основу – мужскую, цельную, сильную. А женские голоса… Это пели, поверьте, не бабушки. Слышались девичьи голоса, и репетиция набирала обороты. Валерий Иванович, будучи всю жизнь военным, оставшись им и поныне, иной раз призывал хор к порядку, к дисциплине.
– Ребята, тише, – просил он.
– Девочки, – поправляли его из зала, и он соглашался.
– Девочки, внимательнее, пожалуйста.
Было трогательно наблюдать за ними, такими разными во многом и такими объединёнными главным – любовью к музыке, к жизни, в конце концов.
Мне удалось побеседовать с одной из участниц коллектива Раисой Никитичной Нисс. «Три месяца назад я узнала, что в Тирасполе есть такой хор, и пришла, – рассказывает женщина. – Мне понравилось, люди здесь добрые, да и петь я всегда любила. Музыкального образования у меня нет, как слышу, так и пою. А Прасковья Ивановна нам помогает. Я у нее многому учусь и в жизни. Обращаюсь к ней по любому вопросу. Она всегда душевный совет даст. И друзья-подружки у меня тут появились. Только жалко, что репетиции всего 2 раза в неделю» (смеется).
За одной композицией следовала другая, а потом еще и еще… Профессиональный подход к делу – здесь норма. Хору 42 года, он с давно сложившейся историей. Я не оканчивала музыкальных заведений, но была абсолютно убеждена в профессионализме коллектива. Не только по звучанию, а главное – по степени душевности и искренности. Это было как раз то, по чему так истосковалась душа. Здесь не было случайных песен. Ни одной – «между прочим» и «лишь бы». Все глубокие, сильные, до мурашек. Одни с нервом, другие – лирические. Одни военные, другие – залихватские. Пройдя определенный жизненный путь, участники хора точно знают, что такое дружба, любовь, взаимовыручка, материнская забота. И потому всеми фибрами души ощущают то, о чем поют.
Хор активно принимает участие во многих городских мероприятиях и концертах. Выступает в психоневрологическом диспансере, в госпитале ветеранов Великой Отечественной войны, в МУ «Дом-интернат», в центральной городской библиотеке им. А.С. Пушкина – везде куда пригласят. Конечно, и на родной сцене клуба «Ветеран». Прежним руководителем хора была Сусанна Лебедева. Ей на смену пришла Прасковья Узун. Разумеется, коллективу потребовалось время, чтобы привыкнуть к новому человеку, принять ее. Сегодня это случилось, сегодня уже думают не о притирке, а о совместных планах на будущее – новых песнях. А она, Прасковья Ивановна, хрупкая женщина, но быстрая и активная, всегда стремящаяся вперед, старается еще больше сплотить коллектив. Она всей душой здесь, с хором, живет им, дышит им.
Хористки готовы репетировать часами, оттачивая мастерство. Но не только репетициями и концертами живут здесь. Общение – вот важнейшая ценность, которой здесь точно умеют дорожить. Участница хора с 16-летним стажем Мария Григорьевна Ефимова рассказывает: «Ходим мы сюда в первую очередь за общением. Ведь большинство из нас одиноки. У каждого жизнь сложилась по-своему. Пока ноги держат, ум ясный, я буду выступать. Ведь и музыка здесь особенная – душа народа. У нас более ста песен. Современные песни мы и не берем, там петь нечего. А зал нас всегда встречает тепло, нас знают и любят».
С баянистом Валерием Яковлевичем работается легко. Он умеет подстраиваться под изменяющиеся вдруг обстоятельства выступлений мгновенно, без лишних слов, по-мужски. Готов подхватить, задать тон, прочувствовать наше настроение. Сам пишет песни. Так, музыка к песне «Приднестровье мое – наша Родина» написана им. В хоре говорят, что он настоящий тыл «Красной гвоздики».
…Оглядываюсь: женщины все до одной ухоженные, кто с декоративными серьгами, кто в модном берете или с кружевным вязаным шарфиком. Чья-то шея в янтарных бусах. Руки каждой аккуратны. Это, безусловно, очень сильные, а главное – жизнелюбивые люди. Это, безусловно, очень нужный коллектив. Не только самим его участникам, но и поклонникам «Красной гвоздики». Он словно говорит всем нам: «Люди, будучи на пенсии, можно оставаться активными, интересующимися и интересными людьми. Жить полноценной, яркой жизнью».
Пока я думаю обо всем этом, женщина за соседним столиком подмигивает мне: мол, все хорошо, мы свои. Я чувствую, так и есть – свои. Добрые и заботливые, нуждающиеся во внимании и готовые своим вниманием поделиться. Знакомимся: Валентина Михайловна Шпрайцер в коллективе всего год. Говорит, что совсем еще молодая, ей всего 91 год. Раньше жила в Кишиневе, но похоронила мужа и переехала в Тирасполь к дочке. «Одной мне было сложно жить, а здесь я не одна, – делится женщина. – Пела в подобных коллективах в Кишиневе, поэтому сразу нашла «Красную гвоздику». Хор мне очень понравился. Прасковья Ивановна – человек редкий и специалист хороший. И люди в хоре добрые. Мы друг друга поддерживаем».
А тем временем хор исполняет песню «Мамина молитва», и на глаза наворачиваются слезы. В душе что-то словно переворачивается, и от этого делается хорошо и как-то тихо одновременно. Затем поют «Мать Россия моя»: вступает один человек, за ним семеро, затем все остальные. Невероятное многоголосье делает песню еще более трогательной и мощной.
«Недавно мы заключили договор о сотрудничестве между столичной школой №7 и клубом «Ветеран», – рассказывает Прасковья Ивановна. – Так мы с четвероклассниками сделали один общий номер. Получилось замечательно!». Спрашиваю, был ли какой-то отбор детей. «Нет, что Вы, я пришла на урок пения и взяла всех-всех, – отвечает руководитель хора. – Понимаете, каждый человек, каждый ребенок может развиваться. Это был наш первый опыт совместной работы, взрослых с детьми. Я заранее объяснила ребятам, что к ним придут бабушки, похожие на их, – добрые, ласковые, заботливые. Как они пели вместе, видели бы Вы! Ведь многим участницам хора порой так не хватает общения с внуками. Нам аплодировали стоя».
В коллективе 35 человек, это ветераны труда, труженики тыла, уважаемые люди. А планы у руководителя хора почти наполеоновские: поднять дух хористок, продлить их молодость, увлечь, ввести в репертуар такие песни, чтобы они укрепляли их здоровье. «Люди не хотят сидеть дома в четырех стенах. Ищут общения. В душе они все молоды. Песня объединяет людей разных профессий и увлечений», – делится руководитель «Красной гвоздики».
Я сидела в конце зала и чувствовала, будто очутилась в старом добром кино, таком, как «Девчата», например. Неожиданно перенеслась в то время, когда люди были особенными и песни совсем другими, чем нынешние. Подумалось: как мало человеку нужно для мгновения счастья – немного душевной теплоты и, конечно, хорошая компания.
Татьяна Астахова-Синхани.