Мы продолжаем рассказывать (начало см. в №19 от 02.02.2019 г.), что делается в Приднестровье для того, чтобы не повторилась трагедия Магнитогорска и Шахт. На Урале и в Ставрополье вслед за взрывами последовала массовая ревизия газового оборудования. Люди говорят, что и у нас проверки начались после российских событий. Почему эти люди не увязывают их в Приднестровье со взрывом газа, например, в Париже – непонятно. И мы решили спросить об этом у тех, кто проверяет.
Игорь Плахин, директор филиала ООО «Тираспольтрансгаз-Приднестровье» в Тирасполе:
– Проверки идут, да. Но только плановые, без аврала. Утверждается график, по которому проводятся техническое обслуживание и осмотр оборудования: кухонные плиты в многоквартирных домах – раз в 3 года, в частных домах и там, где стоят отопительные системы на газе, – не реже 1 раза в 12 месяцев. В том числе и бездымоходные колонки проверяем не реже 1 раза в 12 месяцев, а поскольку они считаются более опасными, мы еще предлагаем замену этих приборов, причем демонтаж делаем бесплатно.
Оксана Тофан, инженер по охране и безопасности труда филиала «Тираспольтрансгаз-Приднестровье», г. Тирасполь:
– Вот пусть те, у кого проверка была недавно, вспомнят – примерно в это же время наши сотрудники были у них в прошлый раз.
И.П.: – Другое дело, что нам не всегда удается зайти в квартиру. Бывает, что человека по какой-то причине нет дома – в этом случае всегда предлагаем связаться с нами, чтобы согласовать удобное для абонента время. Но бывает, что сотрудников просто не пускают.
– Эти граждане уверены, что имеют такое право?
И.П.: – Вообще-то по договору газоснабжения с физическим лицом они обязаны пускать проверяющих.
(Проверил по своему договору. Да, есть такой пункт – 4.2. Там даже написано, что «не реже 1 раза в 6 месяцев»).
И.П.: – Однако есть люди, которые нарушают это условие договора. Хотя наши сотрудники приходят всегда в форме и с удостоверением. И всегда можно позвонить в нашу службу, проверить. Но нет, все равно не пускают.
– Раз не понимает, что оборудование может быть неисправно у него, а пострадать могут все, может, наказывать таких безответственных граждан?
Насреддин Мехтиев, эксперт по газоснабжению. Специалист, который 29 лет возглавлял городские управления газового хозяйства в Рыбнице, Кишиневе, Бендерах и Тирасполе и, к слову, «Человек года-2016»:
– Ну обычно-то мы все равно попадаем. Даже если с первого раза не зашли, все равно добиваемся.
– А где гарантия, что там ничего не случится, пока вы будете месяц, например, пытаться войти?
И.П.: – Нет такой гарантии. Здесь надо что-то менять на уровне закона. Потому что даже когда мы привлекаем для доступа сотрудников милиции, они максимум, что могут сделать, это обеспечить безопасность наших сотрудников. Но не зайти в частное домовладение. А ведь абсолютное большинство несчастных случаев происходит именно там, куда нас не пускают. Вспомним только последний случай, когда на Ближнем Хуторе отравились угарным газом – там 3 года не пускали работников нашего филиала. И такие же абоненты есть и в многоквартирных домах. Просто не открывают.
– Может, уехал.
О.Т.: – Даже и в этом случае, по «Правилам пользования газом в быту», абонент должен предупредить предприятие газового хозяйства. Но так мало кто делает. Вся надежда, что хотя бы соседям скажет.
И.П.: – Это вопрос коллективной безопасности, и тут соседи должны быть сами сознательными. Даже если человек уезжает, необходимо вызывать представителя газоснабжающей организации для отключения газовых приборов от газоснабжения с установкой заглушки и оформлением акта при выезде всех жильцов из квартиры на срок более одного месяца. Тем более что отключение газа бесплатное, так же, как и техобслуживание – осмотр, проверка.
– А когда приехал обратно, как быстро включаете и сколько это стоит?
И.П.: – Подача газа осуществляется самое позднее – на следующий день. И это тоже бесплатно.
– Но если все так хорошо, почему ж тогда не пускают? И вообще, кто эти затворники?
И.П.: – Как правило, эти люди либо не платят за газ вообще, либо меньше, чем должны, – занижают показания счетчика. Или у них есть нарушения требований правил пользования газом в быту, нарушение техники безопасности, например, сделали незаконную пристройку и самовольно провели туда газ. Бывает, граждане сами перекрывают вентиляцию, чего делать никак нельзя.
О.Т.: – Перекрывают, а потом еще и пользуются плитами для обогрева.
– Сам так когда-то делал.
О.Т.: – Вот мы вчера как раз ограничили подачу природного газа одному гражданину по переулку Огородному.
– За то, что от плиты грелся?
О.Т.: – Не только. Там еще и плита была в аварийном состоянии. А использовать газовую плиту для обогрева, кстати, правилами категорически запрещено.
– А зачем граждане перекрывают вентиляцию? Неужто им воздух не нужен?
И.П.: – Был случай – абонент, который заклеил вытяжку, утверждал, что оттуда тараканы лезут.
– Не очень симпатичный этот тип за закрытой дверью получается. За газ не платит, делает что-то опасное для себя и окружающих, да еще и с тараканами.
И.П.: – Я бы сказал, что это либо асоциальный, неблагополучный гражданин, либо несознательный. Потому что есть и люди с достатком выше среднего, которые тоже не платят и не пускают.
– И сколько таких «несознательных»?
Н.М.: – Не более трех процентов. Абсолютное большинство платит исправно и к нашей работе относится с пониманием. Ведь фактически мы создали все условия для потребителя – даже в России обслуживание газового оборудования платное, а у нас – нет. И единственное, что требуется от граждан, – вовремя платить и соблюдать меры безопасности.
– Эдакий хозяин жизни: «Все тут мое, никого не пущу». А можете пояснить, что из газового оборудования принадлежит гражданину, а что – вам?
И.П.: – Гражданин должен только следить за нормальной работой газового счетчика, а вот обслуживать его – забота газовщиков. Но по этой же причине гражданин обязан предоставить сотрудникам газовой службы доступ к их имуществу. А со всем остальным оборудованием (плиты, котлы и прочее) ситуация примерно как с автомобилем. Он ваш, но техосмотр все-таки обязателен.
Н.М.: – Приборы учета газа, установленные в жилых домах и квартирах и выкупленные либо переданные во временное пользование бытовому потребителю (абоненту), являются собственностью газоснабжающей организации. Срок периодической поверки прибора учета газа составляет 5 лет.
Бытовой потребитель (абонент) обязан обеспечить сохранность прибора учета газа и постоянный доступ к нему представителей газоснабжающей организации, о чем оформляется соответствующий договор.
Замена приборов учета газа, в случае их неисправности или в целях очередной поверки, для абонентов осуществляется специалистами нашего филиала.
На место демонтированного прибора учета газа устанавливается прибор учета газа из обменного фонда.
За все это гражданин не платит, потому что счетчик принадлежит филиалу ООО «Тираспольтрансгаз- Приднестровье» в г. Тирасполе . Но пломба на счетчике тоже принадлежит газовой службе. И если эту пломбу умышленно повредить или сорвать, будет штраф.
– А если случайно?
Н.М.: – Тогда человек сам нам об этом и сообщит. Мы проверяем, и если не было вмешательства в работу счетчика, не наказываем. Но, к сожалению, в большинстве случаев пломбу срывают, когда пытаются изменить показания прибора.
– Не проще поставить современные счетчики, которые сами будут по Интернету данные вам отправлять?
И.П.: – Мы просчитывали такой вариант. На сегодня это будет очень дорого. И плюс мы ведь ходим не только для проверки показаний. Контро-леры могут заметить какие-то нарушения, неисправности, то есть работа этих людей – дополнительная мера безопасности.
– Но для безопасности можно автоматические сигнализаторы ставить.
И.П.: – И это пробовали. Люди недовольны, жалуются – сам прибор не дешевый, его установка и поверка тоже денег стоят, эти работы не входят в наш список по техобслуживанию. А перед установкой нужно будет согласовать изменения в проект, что тоже не бесплатно.
– Странно. Сигнализаторы ведь сами граждане ставят, никто не заставляет.
О.Т.: – Хотят жить в безопасности, но платить за это не согласны.
И.П.: – Есть и чисто технический вопрос. Сигнализатор может среагировать на похожий запах – например, краски или даже квашеной капусты.
– А что вы делаете, когда обнаружили нарушения?
И.П.: – Сначала выдаем уведомление об устранении. Прекращаем подачу газа до устранения нарушений. Как только все исправят, оплатят штрафы – включаем.
– И много таких случаев?
О.Т.: – В прошлом году всего было отключено 248 абонентов. Из них 28 – за нарушение правил пользования, остальные – за долги.
– Жалобы были? Только честно – сколько раз на вас в суд подавали?
И.П.: – Честно – ни разу. А вот в прокуратуру – было, и неоднократно. Да если бы только в прокуратуру. Один гражданин, которому перекрыли газ, жаловался в Службу государственного надзора, в министерство, в горсовет… А отключили его за то, что врезался в трубу и мимо счетчика газом пользовался.
– И что дальше происходит?
И.П.: – Проводятся проверки, и выясняется, что наши действия обоснованны. Тогда уже мы можем подать в суд.
– Часто судитесь?
О.Т.: – За год 102 раза. И поскольку все наши действия в рамках закона, мы всегда выигрываем процесс.
– И возвращаясь к российским событиям. Говорят, что там все случилось из-за изношенной, устаревшей морально и физически инфраструктуры. Что у нас?
Н.М.: – У нас, во-первых, само по себе оборудование моложе – Молдавская ССР начала получать газ только в 1967 году. Во-вторых, напомню – дело не только в системе газоснабжения. Чтобы не было беды, достаточно просто иметь нормальную, исправную вентиляцию в доме. Даже просто открытая форточка поможет.
И.П.: – Филиал ООО «Тираспольтрансгаз-Приднестровье» в Тирасполе постоянно, по плану обследует газопроводы. Есть график работ, есть все оборудование. Смотрим – где изоляция состарилась, там ремонтируем или меняем трубы. Только в прошлом году отремонтировали 300 метров газопровода. И плюс, конечно, внеплановые работы. То есть контроль есть, он постоянный, и в городских магистралях мы уверены. Но подчеркну еще раз – для нормальной, стабильной работы всей системы нам все-таки необходимо право доступа в жилище. Потому что мы делаем это для вашей безопасности!
Сергей ИРОШНИКОВ.