Во вторник нашу республику в очередной раз посетил Корд Майер-Клодт – Специальный представитель Действующего председателя ОБСЕ.
В рамках его визита состоялась встреча с министром иностранных дел ПМР Виталием Игнатьевым. В предыдущий раз у нас немецкий дипломат побывал 26 июля вместе с главой МИД ФРГ, Действующим председателем ОБСЕ Франком-Вальтером Штайнмайером.
ОБСЕ – посредник в молдо-приднестровском урегулировании. Как неоднократно заявляли сами представители Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, основными задачами её в процессе молдо-приднестровского урегулирования является предоставление, как любят выражаться дипломаты, площадки для переговоров, а также хранение принятых сторонами документов. Последний раз участники формата «5+2» после двухлетнего перерыва собрались в Берлине 2 и 3 июня этого года. По мнению приднестровской стороны, назрела необходимость в проведении в ближайшее время ещё одного раунда переговоров в этом же формате.
«Мы усматриваем в этом настоятельную необходимость, – сказал в интервью журналистам по окончании встречи с Кордом Майер-Клодтом Виталий Игнатьев. – «Берлинский протокол», который мы подписали в начале июня, не реализован. Нам необходимо провести мониторинг и анализ текущей ситуации и определить параметры решения тех проблем, под которыми мы уже поставили свои подписи. Определить, в том числе, и временные параметры, когда будут достигнуты эти решения. Мы считаем для себя очень важной реализацию «Берлинского протокола», который мой коллега – Специальный представитель Действующего председателя ОБСЕ назвал «дорожной картой». Мы в целом разделяем эту позицию и считаем, что должны двигаться в её рамках, поскольку она способна улучшить социально-экономическое положение людей».
Подписанный всеми участниками формата «5+2» по итогам встречи в Берлине Протокол включал семь пунктов, согласно которым Тирасполь и Кишинёв в течение месяца должны были прийти к договорённостям по вопросам апостилирования приднестровских документов об образовании; возможности выезда за рубеж автомобилей с приднестровскими номерами; телекоммуникации и связи; политически мотивированных уголовных дел; гарантий выполнения ранее достигнутых договорённостей, а главное – стороны переговорного процесса вновь подтвердили готовность решать все проблемы за столом переговоров. Как отметил в беседе с представителями СМИ по окончании встречи с Кордом Майер-Клодтом глава приднестровской дипломатии, ни в течение оговоренного «Берлинским протоколом» времени, ни позднее Молдовой ничего для решения застарелых проблем сделано не было – Кишинёв под различными предлогами саботировал и заседания отраслевых экспертных (рабочих) групп, и переговоры на уровне политических представителей сторон. «В течение августа у нас вообще не проводились заседания экспертных (рабочих) групп, а мой молдавский визави (представитель по политическим вопросам от Молдовы на переговорах, вице-премьер Георгий Бэлан) вообще отказался от встречи», – сказал Виталий Игнатьев.
За время, прошедшее с подписания «Берлинского протокола», остро встала ещё одна проблема – нарушение Молдовой и Украиной договоренности о полноценном грузовом железнодорожном сообщении через территорию Приднестровья, подписанной Президентом Приднестровья Евгением Шевчуком и тогдашним молдавским премьером Владимиром Филатом в Тирасполе в апреле 2012 года. Действие этого документа уже неоднократно продлевалось. Срок последней пролонгации соглашения истекает в конце этого года, но Кишинёв совместно с Киевом в одностороннем порядке уже сейчас, как было сказано выше, его не исполняют. В связи с этим приднестровской стороной был разработан проект нового соглашения, который, по словам Виталия Игнатьева, должен удовлетворить и перевозчиков, и грузополучателей, и грузоотправителей, какой бы стране они ни принадлежали. Проект документа министром иностранных дел Приднестровья передан Спецпредставителю Действующего председателя ОБСЕ для последующего ознакомления с ним и остальных участников переговоров в формате «5+2».
«Молдавская сторона при поддержке Украины нарушает положения соглашения, которое было подписано в 2012 году, – заметил по этому поводу Виталий Игнатьев. – Мы сейчас стоим перед ситуацией, когда это соглашение до конца текущего года прекратит своё действие. Нам необходимо вырабатывать договорённость, которая позволит всем участникам железнодорожного сообщения получать максимальную выгоду и работать в рамках оптимального формата. Приднестровская сторона разработала новый документ, проект соглашения с приложениями и технологическими схемами, которые детально описывают механизм транзита, экспорта, импорта грузов в адрес экономических агентов Приднестровья, а также формулу таможенного контроля. Этот пакет документов я передал господину Майер-Клодту для того, чтобы он как посредник распространил предложения Приднестровья среди всех участников переговорного процесса».
Напомним, что во время своего визита в Приднестровье Действующий председатель ОБСЕ – министр иностранных дел Германии Франк-Вальтер Штайнмайер заявил, что берёт железнодорожную проблему под свой личный контроль. Согласно программным документам ОБСЕ, председательствует в организации каждая страна всего год. Исключение было сделано для Сербии, на которую эта миссия была возложена в течение двух лет – в позапрошлом году Белград возглавлял ОБСЕ совместно с Швейцарией, а на следующий уже самостоятельно. В нынешнем году там председательствует ФРГ. В 2017-м будет Австрия. В самом начале встречи с Виталием Игнатьевым Корд Майер-Клодт, несмотря на то, что до конца этого года ещё остаётся три месяца с небольшим, заявил, что председательство близится к завершению, и немецкая дипломатия уже начала готовиться к итоговому саммиту глав МИДов стран, входящих в ОБСЕ, который должен пройти в Гамбурге. Со стороны Майер-Клодта, побывавшего перед визитом в Приднестровье в молдавской столице, был высказан скепсис по поводу того, что занятые своими внутренними предвыборными делами Тирасполь и Кишинёв сумеют сделать прорывные шаги к урегулированию накопившихся проблем. С подобной точкой зрения не согласился Виталий Игнатьев. В интервью журналистам по окончании встречи с немецким дипломатом он заявил: «Я хотел бы принципиально заметить, что ещё очень рано подводить итоги. Ещё есть серьёзный потенциал, который мы не реализовали до конца. Есть потенциал «Постоянного совещания…» (переговорный формат «5+2». – Прим. ) и переговоров на уровне политических представителей. Есть конкретные обязательства сторон, они нуждаются в реализации. Поэтому мне кажется, что на данном этапе мы обязаны использовать все возможности для разрешения проблем».
Приднестровье готово обсуждать проблемные вопросы и, как говорилось выше, обладает конкретными предложениями по наиболее острым из них. Есть также инициативы и других участников переговорного процесса, которые упоминаются в «Берлинском протоколе». Всё зависит от политической воли Кишинёва. Электоральные процессы – всего лишь отговорка. И она уже не первая, озвучиваемая молдавской стороной за последнее время.
Иван Викторов.