Приднестровская сторона, напомним, предлагала провести встречу политпредставителей ещё два месяца тому назад. Предложение отклика в Кишинёве не нашло, хотя, согласно ранее достигнутым договорённостям, переговоры в данном формате должны проводиться еженедельно. Но это положение редко когда выполнялось именно из-за того, что встречи политических представителей срывались молдавской стороной.
Итак, повестка в основе своей за это время не поменялась. Более того, она сохраняет свою актуальность уже год с лишним – после того, как в Берлине по итогам заседания «Постоянного совещания…» (формат «5+2», в котором Молдова и Приднестровье – стороны; Россия, Украина и ОБСЕ – посредники; ЕС и США – наблюдатели. – Прим.) 3 июня прошлого года был подписан протокол, в котором стороны обязались решить ряд проблем во взаимоотношениях. Среди них апостилирование (апостиль – специальный штамп для признания документов в других странах. – Прим.) приднестровских дипломов; возможность пересечения границ на автомобилях с приднестровскими номерами; взаимодействие в области телекоммуникаций и экологии, а также взаимное прекращение политически мотивированных уголовных дел. Ни один из пунктов Берлинского протокола так и не был выполнен Кишинёвом. А встречи в формате «5+2» с тех пор больше не проводились.
«На наш взгляд, нет никаких проблем для того, чтобы проводить заседания. Они являются позитивным импульсом для дальнейшего продвижения вперед, для генерирования той самой политической воли, которой зачастую нам не хватает. Берлинский протокол является тому практическим подтверждением. Мы подписали этот документ, но в силу того, что у нас не было дальнейшей работы на уровне формата «5+2», этот документ остался нереализованным. Сегодня нам необходим такой импульс как никогда. Поэтому мы обратились с призывом в ближайшее время провести заседание», —сказал Виталий Игнатьев в интервью журналистам по окончании встречи с Георгием Бэланом. При этом он заметил: «Судя по позиции молдавской стороны, они не намерены принимать участие в данном заседании. Они пока не готовы к такой работе. То же можно сказать и о действующем председательстве в ОБСЕ».
То, что работа формата «5+2» тормозится Кишинёвом, подтвердил в общении с представителями СМИ и политпредставитель Молдовы. Георгий Бэлан заявил: «Встреча состоится, если нам удастся найти конкретные решения по вопросам телефонии, автомобильных номеров ПМР, школ с преподаванием на латинской графике, доступа к землям в Дубоссарском районе. Есть очень много аспектов, которые необходимо решить для того, чтобы в рамках формата «5+2» мы могли все эти вопросы решить окончательно».
Здесь необходимо пояснить, что решение проблем с приднестровскими автомобильными номерами и «телефонией» во многом зависит от воли Кишинёва. Что же касается «румынских» школ и земельных участков в Дубоссарском районе, то эти вопросы ещё несколько месяцев назад были сняты с повестки дня, о чём приднестровская сторона, в том числе и на высшем уровне, информировала молдавских визави. Кроме того, был облегчен режим пересечения иностранцами границы ПМР, и в одностороннем порядке прекращено производство по 10 уголовным делам в отношении должностных лиц Молдовы. Возможность ответных действий, как отметил в интервью журналистам Георгий Бэлан, Кишинёв увязывает с решением «земельного вопроса» и «школьной проблемы», которые, как было сказано выше, уже решены. Тем не менее, Кишинёв продолжает настойчиво поднимать эти проблемы. Так, утверждается, что права молдавских землепользователей по-прежнему нарушаются, однако просьбы приднестровской стороны привести конкретные примеры остались без ответа. Предложение назвать имена аграриев, которые бы пострадали от действий приднестровских властей, было в очередной раз высказано Виталием Игнатьевым на встрече с Георгием Бэланом. Ответа опять не последовало…
то же касается пунктов Берлинского протокола, то, к примеру, вопрос об автономерах обсуждался на пяти последних заседаниях экспертных (рабочих) групп в области автотранспорта. Есть заключение евросоюзовских экспертов, представлявших EUBAM (миссия ЕС по приграничной помощи Молдове и Украине), в котором сказано, что не должно быть никаких помех для автомобилей с приднестровской регистрацией. «Я надеюсь, что на следующем заседании экспертных групп, которое состоится до конца текущей недели, мы увидим какую-то положительную динамику. По меньшей мере, такое обязательство взял на себя молдавский визави», – сказал в интервью журналистам Виталий Игнатьев.
Ещё одной застарелой проблемой является телефонная связь. Её решение молдавская сторона увязывает с необходимостью регистрации в Молдове приднестровского оператора. «Считаю, что политпредставители несут обязательства и должны помочь нашим экономическим агентам прийти к общему соглашению. Мы просили молдавскую сторону оказать содействие в организации встреч операторов связи от Приднестровья и Молдовы, чтобы они могли обсудить технические вопросы. Потому что на уровне экспертных (рабочих) групп мы находимся по этой теме в тупике. Надеюсь, на следующем заседании мы увидим какие-то практические результаты», – сказал в беседе с представителями СМИ Виталий Игнатьев.
Наша газета уже неоднократно писала о наиболее острой на сегодняшний день проблеме во взаимоотношениях между Тирасполем и Кишинёвом – открытии в Кучургане молдо-украинского таможенно-пограничного поста. Во время встречи с Георгием Бэланом глава приднестровского внешнеполитического ведомства передал ноту протеста по этому поводу.
«В ноте мы отметили, что это деструктивная мера, которая отрицательно сказывается на диалоге между сторонами по широкому спектру вопросов. Мы призвали молдавскую сторону отказаться от любых односторонних действий, направленных на ограничение прав и интересов приднестровцев, и призвали действовать в рамках согласованного механизма на уровне переговорного процесса. Считаем, что молдавская сторона должна внимательно отнестись к позиции Приднестровья по данной проблеме», – прокомментировал в беседе с представителями СМИ вручение ноты Виталий Игнатьев.
Александр НИКИТИН.