Домой Власть Верховный Совет Город-красавец, или Шанхай по-приднестровски

Город-красавец, или Шанхай по-приднестровски

0

Бывая в других городах, мы в первую очередь обращаем внимание на их архитектурный облик. Судим при этом как обыватели: красиво/некрасиво. Архитектурные, градостроительные решения – составная часть всеобъемлющего понятия «среда обитания». И хочется, чтобы она была комфортной.

Как бы сегодня ни осуждали советское прошлое, но одним из главных достижений, приметой того времени было планирование. Во времена СССР оно касалось буквально всего, а уж что-то построить в населенных пунктах без того, чтобы объект соответствовал генеральному плану застройки, было делом просто немыслимым.

В 90-х мы начали строить капитализм, который сейчас именуем диким. Такими же были и застройки. Все было до банальности просто: к главе госадминистрации обращался новоявленный бизнесмен и просил: хочу в этом месте построить магазин (торговый центр, парикмахерскую, кафе, прачечную, ремонтную мастерскую и т.д.). И все неизменно хотели в центре, ведь там основной торговый поток. Градоначальник, недолго думая, подписывал решение о выделении земельного участка (право он на это имеет в соответствии со статьями Земельного кодекса без согласования с местными горрайсоветами). А что, думал при этом глава, чем больше объектов, тем больше денег в казне – город развивается. Из нее уже ремонтировали школы, детские сады, жилой фонд. Не в накладе и строители – деньги осваиваются. И ничего, что центр расстраивается в ущерб окраинам, и ничего, что новый объект загораживает свет жителям близлежащих домов, и ничего, что рядом такой же магазин, и ничего, что «новодел» не вписывается в градостроительные стандарты и «выбивается» из ряда стоящих рядом зданий, и ничего, что выделили земельный участок в 5 га, прихватим еще два. При таком хаотичном строительстве, которое назвали точечным, у многих глаза закрывались и на генплан, и на правила планировки и застройки, потому что отражались в них доллары.

Ощущение дежавю то и дело накатывало от выступлений участников прошедших в Верховном Совете слушаний «Основные направления развития архитектуры и градостроительства в ПМР». Их организовал парламентский комитет по государственной региональной политике. Говорили профессионалы – члены союза архитекторов Приднестровья, представители министерства экономического развития, председатели горрайсоветов, главные архитекторы городов и районов, начальники соответствующих управлений. Стало понятно, что проблемы, о которых я писал, работая ещё в городской газете, никуда не исчезли. Они даже усугубились. Архитектурный облик наших населенных пунктов не может удовлетворить их жителей. Последние годы, в отсутствие генеральных планов застройки городов, прошли под знаком хаотичной застройки. Отсюда и наши городские «шанхаи», та самая пресловутая «строительная вакханалия», нагромождение зданий и сооружений, о которых не говорит только ленивый.

Так получалось, что с каждым годом вопросы архитектуры и градостроительства отодвигались на периферию внимания властных структур. А ведь на заре приднестровской государственности сначала был создан государственный комитет по строительству, а затем министерство строительства и архитектуры. Сейчас же в соответствующем управлении, которое входит в департамент министерства экономического развития, всего один архитектор.

Генеральные планы застройки остались в анналах истории. Их составление – дело дорогостоящее и подвластно только профессионалам самой высокой квалификации. К примеру, генплан Тирасполя обойдется местной казне в 500 тыс. долларов. И определенные деньги для этого выделялись, приглашали даже специалистов одного проектного института Санкт-Петербурга, но из-за недостатка средств дело застопорилось. Союзу архитекторов Приднестровья под силу только корректировка (его члены готовы за это взяться) существующих с советских времен генеральных планов в русле современных тенденций, но и на это потребуется 25-30 тыс. долларов для крупных городов и 8-10 тыс. для населенных пунктов поменьше. Может, стоит обкатать хотя бы пилотный проект. Но нельзя забывать и о том, что и генеральные планы – это тоже производные более глобальных документов – программ социально-экономического развития территорий. Ни у одного города и района Приднестровья таких программ нет.

Если же рассматривать вопрос еще более глобально, то корень многих проблем, существующих в градостроительной сфере, кроется в отсутствии Градостроительного кодекса.

В нашей правовой базе даже Воздушный кодекс есть, а вот Градостроительного все нет да нет. Работа над ним началась в 2004 году. Очередная редакция вновь на подходе в Верховный Совет (сейчас проект этого документа на пути из минэкономразвития в минюст для согласования). Не исключено, что в ближайшей перспективе Правительство выступит перед Верховным Советом с инициативой рассмотрения этого основополагающего документа. Правовая база республики остро нуждается в этом стратегическом документе, хороший он будет или плохой, но пусть он будет, правоприменительная практика и жизнь его «подшлифуют». Ведь в его развитие необходимо будет принять еще немалое число подзаконных нормативных актов, а также изменения в действующий с 1999 года Закон «Об архитектурной деятельности».

В свое время большие надежды возлагались на градостроительные советы городов. Но, во-первых, нет правовой базы их деятельности, во-вторых, они отсутствуют во всех городах республики, кроме Тирасполя и Бендер. И только в последнем он реально работает. Да и разве можно считать эти совещательно-консультативные органы самостоятельными, если многие состоящие в них находятся в прямом подчинении у главы государственной администрации. А уж о том, чтобы спросить жителей на местном референдуме, общественных слушаниях или хотя бы на сходе граждан, согласны ли они, что рядом с их домом возникнет новый объект, и речи не идет, я таких случаев не припоминаю. А ведь отсутствие контроля, в том числе общественного, и порождает негативные явления, присущие этой сфере.

О том, что у нас все поставлено с ног на голову, в ходе парламентских слушаний говорил председатель комитета Верховного Совета по экономической политике, бюджету и финансам Александр Коршунов. «У нас изначально неверно выстроена сама структура. Строительство – это реализация идеи, которую должен генерировать архитектор. Пока мы все не расставим по своим местам, строительная вакханалия будет продолжаться», – заметил народный избранник.

Его коллега по депутатскому корпусу Антон Онуфриенко считает, что в первую очередь необходимо привести в соответствие с современными реалиями нормативно-правовую базу в сфере архитектуры и градостроительства – это основа. Должен работать закон в виде Градостроительного кодекса и осуществляться надзор за его исполнением. А если нет базового закона, то что говорить о подзаконных актах.

С тем, что проблемы в сфере архитектуры и градостроительства существуют, их немало и они нуждаются в решении, соглашались все участники парламентских слушаний. Глава комитета Верховного Совета по государственной региональной политике Олег Василатий одну из причин сложившейся в этой сфере негативной ситуации видит в отсутствии механизма разумного ограничения заказчиков в их стремлении строить там, где они хотят. Определяющими при вынесении решения, что и где строить, по его мнению, должны быть интересы людей, проживающих в населенных пунктах, что больших, что малых.

Негативные тенденции застройки, унаследованные нами из 90-х, должны уйти в прошлое. Нужно переходить от точечной застройки к застройке в соответствии с генеральными планами или хотя бы правилами планировки. Таким было общее мнение участников открытых слушаний. А для этого необходимо формировать условия, чтобы преображались не только центральные кварталы наших городов, но и их окраины, так называемые спальные районы, где, в принципе, и живет большинство людей.

Обнадеживающие нотки в ходе диалога на парламентской площадке возникли после того, как руководитель РОО «Союз архитекторов Приднестровья» Василий Родионов сообщил, что члены этой общественной организации приняли программу того, что необходимо сделать, чтобы улучшить ситуацию в сфере архитектуры и градостроительства. В ней 24 пункта, документ направлен в Правительство и Верховный Совет. Так что база для совместной работы, предложенная профессионалами, есть.

Александр ЗАВЕЛЯ.

Exit mobile version