Домой Общество Горький урок не пошел впрок

Горький урок не пошел впрок

0

В советское время уголовные преступления в армии считались закрытой темой. За семью печатями держались «секретные» факты дедовщины, издевательства офицеров над военнослужащими срочной службы, воровство, использование служебного положения в корыстных целях. Время и обстоятельства внесли справедливые коррективы в этот вопрос. Министерство обороны Приднестровья на сегодняшний день правильно понимает тезис «честь мундира».

 

 

 

Невозможно создать боеспособную, сплоченную армию, построенную на унижении сослуживцев, терпимости к нарушениям воинской дисциплины и действующего законодательства.

«Наша армия – это не какая-нибудь особенная структура, где все меняется волшебным образом, – уверен начальник Военного следственного управления Следственного комитета Виктор Пурчел, – в Вооруженные силы призываются обычные граждане – наши соседи, родные и близкие – из городов и сел, как в любой другой организации или на предприятии. Поэтому и все социальные пороки, к сожалению, встречаются и в подразделениях министерства обороны. Другое дело, что человек с оружием на страже Родины – почетная, ответственная, уважаемая профессия. Поэтому задача и министерства, и нашего комитета – очищать ряды Вооруженных сил республики от преступников в погонах, вне зависимости от их звания и занимаемой должности».

Понятно особое внимание общественности к порядку и дисциплине в армии. Это и безопасность страны, и здоровье еще неокрепших юношей, призванных военкоматом на первое в их жизни мужское испытание. Хоть в жизни есть множество других профессий повышенного риска – милиция, пожарные, промышленные альпинисты и многие другие, с которыми вынуждены мириться члены семьи, служба срочников в армии – особая статья. Ребят призывает государство для выполнения ими своего гражданского долга, а потому и должно обеспечить солдатам комфортную и безопасную службу в мирное время.

Много шуму в республике наделал вопиющий случай грубейшего нарушения воинской дисциплины и преступной халатности со стороны дежурного офицера одной из войсковых частей старшего лейтенанта Артема Грабовского, который, находясь в ночное время в казарме, в буквальном смысле играл с табельным оружием, изображая из себя ковбоя или гангстера. В результате пистолет в руках офицера внезапно выстрелил. Пуля попала в лицо спящего солдата, который по счастливой случайности отделался испугом и незначительным ущербом своему здоровью.

Резонанс в обществе был большой. Этот случай комментировали различные средства массовой информации республики, обсуждали юристы и военные. Только из-за того, что депутаты Верховного Совета приняли поправки в действующее уголовное законодательство, смягчающие ответственность обвиняемых за причинение незначительного вреда здоровью потерпевшим, старший лейтенант Артем Грабовский избежал заслуженного наказания по всей строгости закона. Его действия Следственный комитет не смог квалифицировать как преступление. Офицер был подвергнут дисциплинарному взысканию, согласно Уставу министерства обороны, и переведен в другую часть для прохождения дальнейшей службы.

А зря! С учетом незначительных последствий своего проступка, старший лейтенант Артем Грабовский, попади его уголовное дело в суд, скорее всего, отделался бы мягким условным приговором. Зато был бы урок на всю жизнь. На деле же, фактическая безнаказанность не стала для Грабовского ни назиданием, ни даже поводом задуматься о своем дальнейшем поведении.

«В отношении старшего лейтенанта Грабовского, – рассказывает подполковник юстиции Виктор Пурчел, – Следственным комитетом 16 августа было возбуждено уголовное дело по новому эпизоду с признаками состава преступления, квалифицируемого как превышение своих должностных полномочий. Предварительным следствием было установлено, что старший лейтенант Артем Грабовский 8 августа во время утреннего осмотра, находясь на плацу войсковой части, явно выходя за пределы своих должностных полномочий, ударил ладонью по голове двух своих подчиненных – рядовых солдат. В присутствии других военнослужащих офицер причинил подчиненным физическую боль, унизил их перед сослуживцами. Более того, один из пострадавших был тут же госпитализирован. Ему был поставлен диагноз: закрытая черепно-мозговая травма и перелом нижней челюсти».

По результатам предварительного следствия Военным следственным управлением СК ПМР было принято решение о задержании и допросе в качестве подозреваемого старшего лейтенанта Артема Грабовского. Представителями комитета задержание Грабовского было проведено 17 августа перед строем военнослужащих  на том же плацу войсковой части. Это было сделано сознательно в качестве назидательного примера.

В ходе допросов старший лейтенант Артем Грабовский вину свою не признал. Решением Тираспольского городского суда 20 августа к офицеру была применена мера пресечения в виде заключения под стражу. Впереди суд. Закон предусматривает наказание за подобное преступление в виде лишения свободы на срок от трех до десяти лет.

 

АНАТОЛИЙ ПАНИН.

Exit mobile version