Домой Твои люди, Приднестровье Незабытые имена «Горячий» председатель и его семья

«Горячий» председатель и его семья

0

Все чаще, когда я пишу очерки, замечаю, что там, где закончилась одна история, мгновенно начинается новая. Так случилось и после весенней поездки в село Константиновку. После очередного выпуска «Милой малой Родины» редакция получила отзыв и благодарность за публикацию. «Филипп Горячий, первый председатель колхоза, – мой дед, – пишет Ольга Захарова. – А его дочь и моя мать Любовь Филипповна и ныне здравствует. И кстати, тоже была председателем сельского Совета».

Очень хороший повод выполнить обещание и вернуться в эти края! Что мы и сделали. Любовь Филипповна сейчас живет в соседней Владимировке, а компанию в беседе нам составили ее дочь Ольга и зять Анатолий из Суклеи. Итак, история.

«Где учился отец? В церковно-приходской школе, – начинает свой рассказ, улыбаясь, Любовь Филипповна. – Мать София Терентьевна родилась в Суклее, молдаванка, в свое время не знала ни слова по-русски. А отец – из-под Раздельной, ни слова по-молдавски». Лишний пример крепких межнациональных связей, которые сходятся в нашем Приднестровье. Родители Филиппа, родившегося в 1897 году, переехали в наши края, а вот отец матери, по словам женщины, получил участок в Константиновке как участник русско-японской войны. В семье росли ни много ни мало 10 детей. В соседнем доме – 7, у других соседей – 8… Их улицу называли «Голопузивкой» (на украинский манер), потому что все дети бегали «голопузыми». Оно и понятно, мать часто ездила в Одессу, выменивая сельскую снедь на ткань, чтобы сшить всем какую-никакую одежду.

В молодости Филипп Никифорович воевал в бригаде у Григория Котовского на территории нынешней Украины, был делегатом местных революционных съездов. Он являлся большим подвижником коммунизма на селе – пожалуй, на таких людях и зиждилась советская власть. После того, как сюда пришла Красная Армия, именно его поставили председателем революционного комитета, а затем и сельсовета. Участвовал в коллективизации села. Как водится, одни оставались довольны, что получили хлеб и пшеницу, другие – наоборот. Всем не угодишь, когда ты председатель. «Мы благодаря папе не голодали, но и белый хлеб не ели, – вспоминает его дочь. – «Тата» грамотным был, работал бухгалтером, один на район. Два-три дня в одном колхозе, потом в другом, с утра до вечера». Вот вам и церковно-приходская школа! На тот момент она считалась, наверное, серьезнее нашего нынешнего высшего образования

В Великую Отечественную войну Филиппу Горячему уже повоевать не удалось – ему было под 50, и его оставили председателем колхоза – всю войну и послевоенные годы приходилось туго.

Когда в Константиновку пришли румыны, отца спасло, что жена отлично знала молдавский язык. Когда его забрали в соседнее село Гребеники, в примэрию, София Терентьевна взяла две курицы, яйца и пошла его выручать: «Так бы его расстреляли как коммуниста». Румынские солдаты забирали у людей все до последней крошки. Корова осталась чудом – одну враги угнали, а вторую заранее увели за село и спрятали. Интересно, что немцы, особенно по отношению к детям, вели себя намного добрее – давали конфеты, сладости. Видимо, вспоминали, что у них дома тоже остались дети.

По характеру Филипп Никифорович был очень добрым, покладистым – и в семье, и с работниками колхоза, хотя, услышав фамилию, рабочие боялись увидеть грозного «начальника». Еще одна его черта – справедливость. «А на чем передвигался председатель?» – «На своих двоих!».

Советские войска победили, однако настали голодные годы. «Голодали, но выживали, – рассказывает Любовь Филипповна. – Когда говорят, что на Украине был «голодомор», я не верю. Моя старшая сестра ездила в Западную Украину и выменивала там горох, бобы, мороженую картошку». В соседние украинские села ходили за щавелем, варили его и ели. Конечно, тем семьям, у кого осталась корова, приходилось намного легче.

В должности председателя колхоза им. Буденного Филипп Горячий трудился до 1956 года, когда колхозы трех близлежащих сел, как мы описывали в очерке о Константиновке, объединили. После этого он еще три года, до самой кончины, работал бригадиром.

Любовь Филипповна говорит со мной на суржике, который даже ближе к украинскому, нежели к русскому, а в пятидесятых годах на украинском языке в селе говорили все, в школах он был основной. Молдаване здесь не жили. Так что жена-молдаванка Филиппа Никифоровича, выручившая его из румынской тюрьмы, – настоящая судьба!

После объединения колхоз получил имя Андрея Жданова. В семидесятых годах, когда здесь председательствовал талантливый агроном Иван Гончарук, колхоз начал богатеть: сначала на пшенице, а потом – на овощах, помидорах. «Я как-то поехала к брату в Читу и однажды увидела у магазина огромную очередь за помидорами в собственном соку, – рассказывает Любовь Кононенко. – На этикетке – тираспольская фирма «Завод им. 1 Мая». Это же наши помидоры! А на ящике – колхоз имени Жданова!» Сельскохозяйственные показатели тех лет с нынешними сравнивать невозможно…

Когда юную Любу спрашивали, куда она пойдет учиться, она без сомнения отвечала: «На агронома!». От села ее посылали учиться в партийную школу, но она отказалась (все-таки мама и папа уже в возрасте) и заочно училась в Кишиневе, а параллельно работала в родном колхозе. На собраниях ее имя звучало особенно громко: «Выступает Горячая Любовь!». В конце семидесятых годов она, будучи бригадиром, участвовала в ВДНХ, получила орден Трудового Красного Знамени.

Любовь Филипповна стала первой женщиной – председателем сельского Совета, в этой должности работала с 1982 по 1990 годы. «Все получали в конце года допоплату, все были довольны, – вспоминает наша собеседница. – Животноводство чуть отставало, мы его подтягивали, но именно овощи оставались нашей главной специализацией».

Дети (Любовь Кононенко воспитала двух дочерей) видели маму редко – с утра до вечера она на работе! «Младшая сестра два года ходила в круглосуточный детский сад, – вспоминает ее дочь Ольга Захарова. – Папа тоже постоянно занят – он дальнобойщик. Прибежала в обед, приготовила нам еду, убежала. Ночью может быть мороз – бежит на парники. Мне кажется, что «на земле» ей трудиться было интереснее – в должности председателя сельсовета хозяйственными делами она занималась меньше…». Ольга стала филологом, а вот младшая Анна пошла по материнским стопам и тоже стала агрономом.

А вообще род Горячих смог проявить себя в самых разных сферах. Брат Любови Филипповны Алексей Горячий – писатель, военный корреспондент, еще двое братьев Григорий и Владимир стали инженером и бухгалтером. Племянника назвали в честь прадеда Филиппом – он учится в Кишиневе. Род продолжается, и мало ли что еще «горячего» случится!

Андрей ПАВЛЕНКО, Слободзейский район.

Exit mobile version