Государственная поддержка предприятий в Приднестровье существовала всегда, но в последние три года появились новые ее формы.
Правительство республики начало заключать двусторонние соглашения с отдельными промышленными предприятиями, предоставляя им определенные льготы по оплате энергоносителей и налогам. Важно здесь следующее – соглашения подписывались на основе взаимных обязательств. То есть не только государство что-то давало предприятиям, но и предприятия брали на себя обязательство инвестировать в производство, а также сохранить рабочие места, социальные программы и уровень зарплат.
В январе 2014 года Президент республики Евгений Шевчук подписал Закон «О некоторых государственных мерах, направленных на повышение макроэкономической и социально-экономической устойчивости ПМР». В соответствии с ним Правительство при определенных условиях может дать предприятию льготу по уплате налога на доходы. Такая льгота может составлять до 50%.
Механизм двусторонних соглашений на деле оказался очень эффективным – в сложных условиях удалось не допустить остановки крупных предприятий, а некоторые из них после предоставления господдержки возобновили деятельность. Это касается «Тиротекса», Молдавского металлургического завода, «Электромаша», «Литмаша», Молдавской ГРЭС, «Молдавизолита», Рыбницкого молочного комбината. По оценкам Правительства, своевременная государственная поддержка позволила сохранить в республике более 10 тысяч рабочих мест, а с учетом малых и средних предприятий, самочувствие которых зависит от общего состояния экономики, работой были обеспечены до 30 тысяч человек. Это очень серьезная цифра.
При этом, повторим, механизмы поддержки выходят за рамки отдельных соглашений. Как отметил Президент на недавней встрече с трудовым коллективом «Тиротекса», сегодня государство поддерживает практически все предприятия благодаря тарифам на энергоносители, которые в республике существенно ниже контрактных цен на тот же российский природный газ.
Контрактная цена на «голубое топливо» сейчас находится на уровне примерно 310-330 долларов за тысячу кубометров, а наши предприятия получают его по 180 долларов (и для некоторых цена еще меньше). Межтарифная разница, составляющая в итоге десятки и сотни миллионов долларов, соответственно, ложится на долг государства. При этом надо учесть, что в прежние годы, когда стоимость нефти была в пределах 95-100 долларов за баррель, контрактные цены на газ подходили к 400 долларам за тысячу кубометров.
Председатель Правительства Татьяна Туранская, представляя в свое время в Верховном Совете проект республиканского бюджета на 2015 год и среднесрочную перспективу, отметила, что те льготы, которые государство предоставляет предприятиям по оплате энергоносителей, достигают в совокупности 1,9 миллиарда рублей в год.
Есть в Приднестровье и другие меры господдержки. Например, если брать цифры за 2013 год, то только по налогу на доходы организаций наши предприятия получили льгот на 315 миллионов рублей, то есть почти на 30 миллионов долларов. С одной стороны, эти льготы улучшили их положение, но, с другой, это фактически недополученные средства в республиканский бюджет, которые могли бы пойти на финансирование социальных расходов.
Отдельно, наверное, стоит сказать о поддержке агропромышленного комплекса. По данным министерства сельского хозяйства и природных ресурсов, за последние 10 лет объем этой поддержки превысил 1 миллиард рублей. Оказывалась она за счет разных источников, в том числе из российской технической помощи. И принесла результаты – в последние годы доля сельского хозяйства в ВВП республики увеличилась с 2-3% до 5-7%, Приднестровье получало хорошие урожаи зерновых и технических культур.
Среди конкретных мер государственной поддержки были финансирование мелиорации, возмещение ¾ ставки рефинансирования по кредитам для сельхозпроизводителей, частичное списание налоговой задолженности и штрафов, доступное (в ряде случаев – беспроцентное) кредитование. Отметим, что одной из важных форм господдержки стал и фиксированный сельскохозяйственный налог. Это упрощенный налоговый режим. ФСХН объединил в себе три налога – единый социальный, земельный, а также налог на жилфонд и объекты социально-культурной сферы. Действовал он в течение 10 лет и был сохранен еще на 5 – до 2020 года, но уже только для создаваемых «с нуля» агрофирм, чтобы дать им возможность встать на ноги.
В одном из телеэфиров Татьяна Туранская привела такую цифру – в расчете на один гектар земли за последние годы пришлось почти 450 долларов
господдержки.
В заключение скажем, что с сельхозпроизводителями Правительство республики тоже заключало двусторонние соглашения, основанные на взаимных обязательствах. Агрофирмам предоставлялись в долгосрочное пользование сельхозугодья; они же, в свою очередь, должны были вложить средства в сельхозпроизводство и переработку продукции, а также в развитие сел и районов. Такие соглашения, в частности, были подписаны с несколькими агропредприятиями в Рыбницком и Григориопольском районах. Мониторинг, который минсельхоз проводил в начале нынешнего года, показал – механизм работает, он выгоден и для государства, и для сельхозфирм – участников соглашений.
Владимир Горский.