Домой Политика Два европейских года Молдовы

Два европейских года Молдовы

0

Вот и закончился второй год Молдовы европейской эры, наступившей 28 ноября 2013 года в Вильнюсе, где были парафированы Соглашение об ассоциации с ЕС и Договор о зоне углубленной и всеобъемлющей свободной торговли с Евросоюзом. Правда, о столь знаменательной дате в минувшую субботу в Кишиневе мало кто вспомнил. При нынешней экономической и политической ситуации в этой стране отмечать очередную годовщину как-то даже неприлично.

 

 

Западные партнеры, как стало модным их называть с легкой руки российского Президента, всегда были весьма прагматичны. Экономика Евросоюза уже давно перегружена малорентабельными странами-карликами, с точки зрения их экономического развития – некое подобие финансового балласта, который вынужден, сугубо из политических соображений, взвалить на себя Брюссель. А если быть точнее, то Германия и Франция, являющиеся основными бюджетообразующими странами ЕС. Поэтому включать в свою торгово-экономическую орбиту еще один бесполезный астероид – Молдову – перспектива далеко не радужная, даже опасная, в какой-то степени.

Однако политика, скорее – геополитика, требовала жертв от старушки Европы. Инерция «холодной войны», переросшая на Западе в современную эскалацию политического давления на Россию, требовала на тот момент знаковых событий, предшествовавших отколупыванию территорий постсоветского пространства. Вот и придумали юридический кульбит – не подписание, а парафирование соглашения об Ассоциации ряда стран СНГ в Евросоюз.

В международной юридической практике парафирование договора не является обязательным этапом его заключения, а само подписание может быть отложено на неопределенный срок или вовсе не подписываться. В отечественной редакции «парафирование» не что иное, как «договор о намерениях». В нашем случае – с Молдовой – это скорее мечтания пушкинских девиц под окном: «Кабы я была царица…».

Именно так и происходит сегодня. Волна беженцев в Европе, террористические акты, продолжающийся экономический кризис, начинающиеся решительные сражения с ИГИЛ на Ближнем Востоке – все это отбросило значимость Молдовы в самый последний ряд новостных сообщений. Не до нее сейчас в Брюсселе.

Не помог даже легкий шантаж в виде развернувшегося в сентябре кишиневского майдана под флагами ЕС, типа: «Что же вы медлите там – в Брюсселе – не видите разве, что молдавский народ так хочет в Евросоюз, что готов распроститься со своим правительством». Но наигранная трагедия в виде фарса не сработала так, как этого хотелось организаторам. Ну, подбодрили и одобрили  пикетчиков еврочиновники. Ну, в очередной раз пожурили своих подчиненных из молдавского парламента за слабую борьбу с коррупцией.

На деле же все пошло не так. Голубой проевропейский колер майдана стал постепенно перекрашиваться в розово-красные цвета левой оппозиции. Народ стал более нетерпим и агрессивен. По крайней мере, последней политической акцией протеста стали антиправительственные манифестации Партии социалистов Игоря Додона, которые прошли в молдавской столице 2 декабря перед зданием парламента под лозунгами проведения досрочных парламентских выборов.

Здесь же от парламентариев требовали отчет по делу о крупных хищениях из финансово-банковской системы Молдовы. Властям пришлось посадить за решетку премьера Влада Филата. Теперь головная боль – как спустить на тормозах недовольство населения, чтобы и самим не пострадать, и чтоб в Европе остались довольны.

Если продолжить итожить два года европейскости Молдовы, то, без сомнения, ключевым здесь является вопрос: «А деньги где?». Причем жители страны задают этот вопрос и Евросоюзу, и своим правителям из проевропейского парламентского Альянса. Первым – с недоумением: «ведь обещали же», вторым – с негодованием: «верните награбленное».

Пока продолжается расследование злоупотреблений служебным положением со стороны руководителя правительства Влада Филата, повлекшим, по версии следствия, хищение финансовых средств страны в размере $1 млрд, открылись обстоятельства еще одних махинаций на $1,5 млн в компаниях «Молдова-газ» и «Кишинев-газ». В рамках расследования возбужденных уголовных дел 26 ноября уже проведены обыски в офисах и по месту жительства руководства компаний.

Серьезно секвестрированные финансовые вливания из Евросоюза усугубились и отказом братьев-румын. В ноябре румынский президент Клаус Йоханнис отказался подписывать закон о выделении Молдавии кредита в размере €150 млн, который был принят еще в сентябре на совместном заседании двух стран. Более того, глава Румынии был вынужден дать объективную оценку возможностей нынешнего правящего в Кишиневе Альянса: «Нет уверенности в том, что в Республике Молдова будет обеспечена последовательность процесса реформ и соблюдения обязательства по реализации соглашения об ассоциации с ЕС».

Как оказалось, политические кредиты в виде почетного звания «лучшего ученика Евросоюза», щедро раздаваемые Молдове Западом еще два года назад, так и остались напыщенными лозунгами без каких-либо видимых позитивных изменений.

Заканчивает текущий год Молдова без денег, без гражданского согласия, но с перманентным правительственным кризисом. По крайней мере, каких-либо позитивных прогнозов на то, что еще в этом году в Молдове будет избрано правительство, пока нет.

 

АНАТОЛИЙ ПАНИН.

Exit mobile version