Домой Общество День на заставе

День на заставе

0

В преддверии 23-й годовщины со дня образования погранотряда КГБ ПМР корреспонденту газеты «Приднестровье» довелось побывать на одной из застав Григориопольского района. Денно и нощно здесь воины-пограничники несут службу по охране государственной границы. Журналист провел на заставе всего один день, подаривший автору этих строк немало ярких впечатлений и позволивший создать более полное представление о пограничной службе как таковой.

 

Утро на заставе

 

IMG_8626  Говорят, «на границе тучи ходят хмуро». И пускай в день моей кратковременной командировки небо было совершенно ясным, суть от этого не меняется. Ведь в знаменитой песне «хмурые тучи» служат не столько конкретным элементом пейзажа, сколько образным, поэтическим выражением той угрозы, что зримо и незримо всегда присутствует на границе, нависает над рубежами государства, требуя от тех, кому поручено их охранять, неустанной бдительности и готовности мгновенно пресекать любые враждебные вылазки.

В целом же, с погодой мне повезло. Сентябрьское утро выдалось по-осеннему свежим и по-летнему теплым. Над привольно раскинувшимися приднестровскими полями серебрился туман (это тоже из песни: «На траву легла роса густая, полегли туманы, широки»). Пахло созревшим подсолнечником, запах которого, смешавшись с туманом, пропитал всё вокруг.

Редакционный водитель довез меня до окраины села Малаешты, где я пересел в машину к пограничникам. Вместе мы по непостижимому, особенно для первого раза, лабиринту проселочных дорог отправились на заставу.

Застава эта располагается вблизи межгосударственного пункта пропуска на границе с Украиной. Здесь в любое время года и суток, в любую погоду несут службу наши доблестные стражи государственной границы, военнослужащие погранотряда КГБ ПМР. Застава оборудована всем необходимым не только для организации несения службы в нарядах на границе, но и для обороны самой заставы. Опять-таки, если придерживаться текста песни: «Там врагу заслон поставлен прочный, там стоит, отважен и силен…».

Свое повествование о путешествии на заставу я по привычке начал с описания места действия, ландшафта, природы. Известный литературный прием! Однако будем называть вещи своими именами: как бы ни были хороши приднестровские пейзажи, везде, где несут службу пограничники, они должны всецело посвятить себя решению служебных задач. Давать волю воображению, наслаждаться красотой природы, тишиной утра пограничник позволить себе не может. В любом просторе он видит, в первую очередь, хорошо просматриваемый участок местности, по любому шороху, любому колыханию листвы способен вовремя распознать присутствие нарушителя госграницы. Даже тишина для пограничника – не повод расслабляться, а время максимального напряжения слуха. Сравните, например: «Небо и сердце полны тишиной» Дмитрия Мережковского и «Край суровый тишиной объят» из уже упоминавшейся песни.

И хотя нашу границу, в отличие от границы земли дальневосточной, «у высоких берегов Амура», не пытаются перейти коварные самураи, форс-мажорных ситуаций у приднестровских пограничников тоже хватает. И они к таким ситуациям готовы.

 

Будни, которые никогда не бывают заурядными

 
Одно из моих первых наблюдений: на границе, как везде, есть будни, но никогда не бывает обыденности. Каждый новый эпизод, связанный с выявлением и задержанием нарушителя, несением службы, в чем-то всегда отличается от предыдущего. Каждая нештатная ситуация может быть связана с риском для жизни. Всё это заставляет пограничников постоянно работать над собой, морально и психологически настраиваться перед заступлением на дежурство, быть предельно собранным на службе. И хотя в повседневной практике пограничник руководствуется четкими формулировками законов, других нормативных актов и должностных инструкций, нередко действовать приходится сообразно конкретным условиям, молниеносно принимать решения, нестандартно мыслить. Понятно, что всё это предъявляет повышенные требования к каждому военнослужащему.

Весь личный состав заставы находится в постоянной боеготовности. В день моего посещения заставы внезапная проверка боеготовности была произведена офицерами управления комендатуры. Но, по большому счету, степень готовности пограничника неизменно проверяется самой жизнью. Ведь как бы спокойно на заставе ни начинался день, никто не может поручиться за то, как пройдет дежурство.

Автор этих строк наблюдал, к примеру, как работают военнослужащие погранотряда на участке международного пункта пропуска. Каждый подъезжающий автомобиль и его пассажиры проходят процедуру досмотра, проверки документов. Задумываемся ли мы о том, какого труда требует обнаружение запрещенных грузов, когда читаем в СМИ о пресечении пограничниками контрабандных потоков? А ведь на какие только хитрости не пускаются некоторые граждане, чтобы «проскочить» границу. На заставе мне рассказывали, что бывали случаи, когда транзитом из сопредельных государств незаконно провезти пытались не алкоголь, не табачные изделия, а людей.

Например, 26 марта этого года на участке ответственности погранкомендатуры г. Рыбницы вне пункта пропуска пограничный дозор обнаружил автомобиль «Джип Чероки» и группу лиц из семи человек, действия которых несли признаки нарушения государственной границы. Задержанными оказались два гражданина ПМР, которые, по предварительным сведениям, обеспечивали доставку четырех лиц без документов, удостоверяющих личность, из Украины в Молдову. В ходе дальнейшего разбирательства было установлено, что четверо задержанных являются гражданами Афганистана, которые в феврале 2015 года заплатили неустановленным лицам по 15 тысяч долларов США за обеспечение их доставки из Афганистана в одну из стран Евросоюза.

Как отмечают представители КГБ ПМР, преступные схемы становятся всё более изощренными. Нарушители используют и современные средства для того, чтобы остаться незамеченными при пересечении границы. Поэтому в современных условиях ставка делается на техническое переоснащение погранотряда, застав и КПП, использование современных технических устройств типа тепловизоров, приборов ночного видения и т. д.

Помимо выполнения каждодневной задачи по охране государственной границы, на пограничников возлагаются обязанности и по подготовке к вооруженной защите Приднестровской Молдавской Республики. Погранвойска всегда были и остаются элитой Вооружённых сил, принимающей бой первой в случае агрессии. Для этой цели у приднестровских пограничников есть не только соответствующие инструкции, но и всё необходимое для приостановления или пресечения вооруженного натиска. Благодаря готовности пограничников принять первый удар, другие структуры, рода войск и подразделения будут иметь время для того, чтобы выдвинуться на позиции и приступить к отражению агрессии с применением основных сил. О том же, насколько пограничники надежны, когда-то очень хорошо сказал Маршал Советского Союза Георгий Жуков. Цитируем: «О мужестве пограничников могу сказать только одно: я всегда был спокоен за те участки фронта, где стояли в обороне или шли в наступление пограничные войска».

 

Традиция мужества

 

История защиты пограничниками Приднестровского государства, как и сама история погранотряда, восходит к опыту отражения крупномасштабной агрессии Республики Молдова против народа Приднестровья в 1992 году. Пограничный отряд министерства государственной безопасности ПМР (ПОГО) был создан в соответствии с Указом Президента ПМР №244 от 14.09.1992 г. Основное ядро личного состава ПОГО составили бойцы территориального сводного спасательного отряда, которые проявили мужество, героизм и самопожертвование при защите приднестровской государственности в период вооруженной агрессии Молдовы. Многие из них и сегодня несут нелегкую пограничную службу.

Уже 14 ноября 1992 года бывшие бойцы ТСО заступили на охрану рубежей республики, что в значительной мере обеспечило государственную и экономическую безопасность ПМР.

А 1 марта 1993 года в структуре министерства государственной безопасности было создано ещё одно спецподразделение – отдельный резервный пограничный казачий полк, в задачи которого также входила охрана государственной границы. Сегодня Отдельный резервный пограничный казачий полк – это единственное в мире подразделение, в котором казаки выполняют боевую задачу в условиях мирного времени. И, заметим, задача эта полностью соответствует исторической роли казачества.

Если же говорить об исторической преемственности в рядах самих пограничников, то таковая, безусловно, обращена к опыту советских погранвойск, а в нашем случае имеет прямое отношение к истории 25-го молдавского пограничного отряда.

Напомним, что после того, как в 1918 году Бессарабия была оккупирована Румынией, граница с Советским Союзом фактически проходила по Днестру. Подобно тому, как это уже не раз бывало в истории, наш регион приобрел значение геополитического рубежа. В подобных условиях (впрочем, как и теперь) общественная стабильность и безопасность должны были сильно зависеть от действий пограничной службы. В 1924 году на основании приказа ГПУ УССР Рыбницкое и Тираспольское погранотделения, 2-й и 3-й отдельные кавдивизионы преобразуются в единый Тираспольский кавалерийский пограничный отряд, а с 1925 года – в 25-й молдавский пехотный погранотряд. Под охрану этому подразделению передается участок границы протяженностью около 250 километров. Его охраняли 5 комендатур, расположенные в Григориополе, Токмазее, Парканах, Слободзее и в Коротном. В их подчинении находились 26 погранзастав.

В соответствии с постановлением СНК МАССР, в приграничных населенных пунктах Приднестровья устанавливался особый режим, согласно которому любое приближение к границе требовало регламентации. Следует отметить, что предупредительные меры со стороны пограничной службы были абсолютно оправданными. Ведь на противоположном берегу Днестра стояли крупные силы румынских погранполков, которые к тому же организовывали всевозможные провокационные акции, а позиции советских пограничников то и дело обстреливались.

Характерно, что с того момента, когда рубеж по Днестру стал охранять 25-й молдавский пограничный отряд, массовые нарушения на границе прекратились. За два десятилетия, в течение которых погранотряд стоял в Приднестровье, были задержаны тысячи нарушителей, изъято контрабанды на несколько миллионов рублей.

 

Особый статус

 

Служба в пограничных войсках КГБ ПМР – дело одновременно и почетное, и, в высшей степени, – ответственное. Без преувеличения – это задача для настоящих мужчин. Притом мужчин, готовых использовать при необходимости не только специальные военные навыки, проявлять силу и доблесть, но и заниматься интеллектуальным трудом, изучать правовую базу, решать сложные тактические задачи.

Конечно, попасть в погранотряд не так легко. Для начала желающим проходить службу по контракту здесь предлагают сдать комплекс нормативов, пройти специальные тесты. После этого из кандидатов отбирают лучших. Они-то  и будут нести службу на границе.

Стоит ли говорить, что, попав на погранзаставу, журналист был поражен уровнем подготовки пограничников, степенью организованности и личной дисциплинированности каждого. Все вместе действуют четко и слаженно, все знают свои задачи и готовы в любой момент приступить к их выполнению.

В пограничном наряде люди (и не только!) несут службу на протяжении многих часов. Причем выполнять они могут различные задачи, включая патрулирование, дежурство на металлической вышке и нахождение в секрете (сторожевом посту). Погодные условия хоть и накладывают отпечаток на действия пограничного наряда, но не могут служить поводом для прекращения несения службы. Так что и настрой, и состояние духа, и здоровье пограничника, должны быть соответствующими. А про физическую форму и говорить нечего. Попробуйте-ка забраться на 30-метровую металлическую вышку, совершить 10-километровый марш-бросок, просто пройтись в экипировке весом до 25 кг.

Если же говорить о перспективах, которые открывает пограничная служба, т.н. «статусном вопросе», то это, вне всякого сомнения, прекрасная возможность карьерного роста, обязательное государственное страхование, стабильное денежное довольствие, возможность обучения в высших учебных заведениях ПМР, бесплатное медицинское обслуживание военнослужащих и членов их семей, льготное исчисление выслуги лет и другие льготы, предусмотренные действующим законодательством республики.

Но, конечно, всё это становится доступным и оправданным лишь при наличии желания служить, умении работать над собой, готовности постоянно повышать профессионализм, преодолевать трудности и, согласно военной присяге, быть верным долгу, народу, республике.

На заставе,

как на корабле

 

Как отметил начальник заставы капитан С., помимо личной дисциплинированности, каждый человек на заставе должен ещё соблюдать традиции войскового товарищества, уважать коллектив, быть надежным членом команды. Словом, всё, как на корабле, где любое нагнетание межличностных отношений, повышение градуса напряженности должно пресекаться на корню.

Отличает же заставу от корабля, как это ни странно, отношение к присутствию в строю прекрасного пола. К примеру, по поверьям моряков, как мы все знаем, женщина на корабле – к беде. Пограничники же, напротив, очень благодарны руководству за введение должности психолога при погранкомендатурах, обязанности которого, в том числе, выполняют и женщины.

Так, на нашей заставе вместе с офицерами управления и корреспондентом побывала психолог комендатуры старший лейтенант М. В её задачи входит самое пристальное внимание к малейшим переменам настроения и состояния военнослужащих. Это тем более важно, поскольку, в отличие, например, от армии, времени на отдых на заставе не предусмотрено. Служба не прерывается ни на минуту. Те военнослужащие, что не стоят в пограннаряде, не находятся на занятиях, занимаются обслуживанием техники и вооружения, отправляются на хозяйственные работы. Пограничники всегда должны быть готовы к выступлению в составе тревожной группы, к оказанию помощи наряду при задержании нарушителей, к взаимодействию с другими заставами. Бездействие, несобранность для пограничника – непозволительная роскошь.

Но и самооценка при таком уровне подготовки только растет. Растет и доверие со стороны граждан, в первую очередь – местных жителей, кому соседство с пограничниками позволяет спокойно трудиться днем и крепко спать ночью.

 

Герда

 

Помните, я писал, что службу на заставе несут не только люди. Так оно и есть. Обеспечивать порядок на границе пограничникам помогают служебные собаки. На нашей заставе это Герда, совсем ещё молодая овчарка. Герда не просто служебная собака, а полноценный член боевой семьи. Вдобавок, она тоже участвует в поддержании здорового морально-психологического климата на заставе. Несмотря на то, что за Гердой закреплен отдельный военнослужащий, вожатый, все её считают своим другом. По характеру она типичный холерик: живая, темпераментная. При этом Герда, несмотря на молодость, прекрасно знает свою работу – может сторожить, патрулировать и, при необходимости, задерживать нарушителей. Как мне рассказали на заставе, подготовка служебной собаки начинается с 2-х месяцев и продолжается на протяжении всей жизни, до ухода на заслуженный отдых. Помимо ежедневной дрессуры предусмотрены специальные сборы, в ходе которых совершенствуются специальные навыки. Неудивительно, что Герда умеет очень многое, только что не говорит. И всё-таки главное то, что Герда – настоящий друг.

 

Люди чести и долга

 

…Служебный уазик пылил по проселочной дороге в сторону села Малаешты, где мне предстояло пересесть в редакционную машину. День, проведенный на заставе, подошел к концу. За этот непродолжительный период, разумеется, недостаточный для того, чтобы прочувствовать все нюансы службы на границе, я успел познакомиться с удивительными людьми, настоящими профессионалами, бесконечно преданными Отечеству.

Как фотограф, получил большое удовольствие от подъема на вышку, откуда открывается дивная панорама. Впрочем, то, что для одних – чудесный вид, для других – «хорошо просматриваемый участок местности». Оно и верно: холмы и долины на многие километры вперед – как на ладони. И значит, любая попытка пересечения государственной границы вне пункта пропуска обречена на провал.

Что же касается роли щита, проверенной временем защиты, которую выполняют пограничники, нет необходимости доказывать, что угроза силовой ликвидации государственности Приднестровья не снята с повестки дня. Следовательно, необходимость защиты ПМР, в том числе вооруженной, остается актуальной задачей, решать которую призваны защитники нашего государства, готовые в любое время выполнить стоящие перед подразделениями задачи.

А молодые пограничники, только принимающие присягу на верность народу Приднестровья, станут достойными преемниками славных отцов и дедов.

 

Николай Феч.

Exit mobile version