Домой Общество Детство, перечёркнутое войной

Детство, перечёркнутое войной

0

Сотни газетных публикаций, полсотни почётных грамот и с десяток дипломов и удостоверений, а ещё воспоминания о войне. О Великой Отечественной, той, что забрала отца, отняла детство, но не лишила жизнелюбия и желания быть нужным людям.

 

Тираспольчанин Геннадий Александрович Чулков – из тех, чьё детство перечеркнула война. Вся его жизнь после неё – учёба, работа, корреспондентская и общественная деятельность, умение радоваться простым вещам и встречам с новыми людьми – словно наверстывание отнятого в детстве. Последние несколько лет он руководит республиканской общественной организацией «Социальная защита детей войны 1941-1945 гг.». Мы беседуем в кабинете за его рабочим столом. Геннадий Александрович листает газеты со своими публикациями, показывает папки с уставными документами организации, дипломами, рассказывает, где довелось поработать и с какими людьми встретиться. В этих бумагах вся его жизнь, которая началась с войны. Время идёт вперёд, но память словно листает страницы этих документов и возвращает его к трагедии, пережитой в детстве.

Себя и своих сверстников Геннадий Чулков называет «дети войны» – тех, кто родился в период с 1928 по 1945 год. Таких людей в Приднестровье свыше 24 тысяч человек. Их детство и юность прошли в разных уголках Советского Союза, но были одинаковыми – потери родных, голод, оккупация, где они натерпелись издевательств фашистов, тыл, где наравне со взрослыми работали. Став пожилыми, некоторые из них остались наедине со своими бедами и воспоминаниями. Пять лет назад они решили объединиться. Геннадий Александрович рассказывает, что ездил по городам, подключал людей, и вместе они собрали данные о тех, кто попадает в категорию «дети войны». Организацию создавали, чтобы нести молодёжи правду об одном из тяжелейших исторических испытаний, выпавших на их долю: «Они маленькими детьми стали беженцами, держась за мамины юбки, бежали от войны и бомбёжек. Они в военное и послевоенное время столько выстрадали, горя и потерь пережили! И сегодня нашей организации нужна помощь. Ведь одна из наших целей – законодательно закрепить статус «дети войны». По словам Геннадия Чулкова, его официального получения они добиваются с 2012 года: «Пять лет я ношу документы в Верховный Совет, чтобы депутаты рассмотрели возможность приобретения такого статуса. На сегодняшний день в этом вопросе продвинуться не удалось». Но Геннадий Александрович не отчаивается, говорит, что надеется на понимание парламентариев: «Придёт время, и нам окажут внимание и помощь, появятся социальные гарантии». А пока эти люди, как и в голодном детстве, поддерживают друг друга словом и делом. Приходят со своими бедами к председателю побеседовать, попросить совета, пообщаться друг с другом.

При тесном сотрудничестве с одноименной организацией из Санкт-Петербурга совсем недавно председателей и членов территориальных отделений удалось отметить знаками «Дети войны». «Их заместитель председателя – наша землячка из села Глиное. Однажды она приехала и предложила вручить нашим членам эти памятные медали. Нам передали 15 знаков с удостоверениями за подписью председателя КПРФ Геннадия Зюганова, и мы торжественно наградили людей», – отметил Геннадий Чулков. Стараются активисты организации встречаться с учащимися школ. Говорят с ними о том, как голод, холод и болезни отбирали жизни, которые едва успели начаться.

Война ворвалась в детство Геннадия Чулкова, когда ему было четыре месяца. С мамой, бабушкой и двумя сёстрами он жил на Урале в башкирском городе Стерлитамак. Отец ушёл на фронт, где в 1942 году погиб. «До нас доходили только отголоски с фронта, но голод испытали. Со своей старшей сестрой ходил по огородам, после дождей было грязно, сыро. Обувки никакой, я в бабкиных галошах, она в дедовых башмаках. Вот так искали мёрзлую картошку. Найдём и радуемся жёлтому комочку с крахмалом». Сегодняшних благ цивилизации – электричества и газа – не было. Чугунную плиту топили дровами и собранным хворостом, при свете коптилок уроки делали. «Керосиновые лампы позднее появились. Это сейчас мы живём и думаем, что так и должно быть, электричество – светло, центральное отопление – тепло», – говорит Геннадий Александрович. Военное и послевоенное детство закалило, научило рассчитывать на свои силы, отмечает мой собеседник. Став постарше, он на правах единственного в доме мужчины многое по хозяйству делал сам. Однажды сделал оконные рамы для дома. Собирал по рублю, которые то бабушка, то тётка давали, и купил рубанок.

Тему военного детства Геннадий Чулков поднимает и на страницах газет, причём делает это с 1964 года. Первую заметку он написал для городской газеты «Стерлитамакский рабочий». Принёс её в редакцию, редактор посмотрел и зачислил его в школу рабочих корреспондентов. Писать статьи наш герой продолжил и после переезда в Тирасполь. Его заметки сегодня часто печатаются в газетах «Правда Приднестровья» и «Искра». На страницах – рассказы свидетелей, видевших войну детскими глазами. Геннадий Александрович отмечает, что некоторые такие воспоминания врезаются в память сильнее, чем собственные, а порой трогают до слёз. Вот рассказ одного из членов организации: «Я, четырехлетний мальчик, холодной зимой лежал на печке, плакал и просил есть. Бабушка просила потерпеть, ведь скоро вернётся дед, привезёт немного муки, и можно будет напечь лепёшек. Предвкушение еды отвлекало от голода, и я заигрался с кошкой. Вдруг из-за печной стенки выполз таракан, и кошка бросилась к нему, чтобы поймать. Но я её задержал, и усатый успел скрыться. Бабушка тогда мне сказала: «Зачем ты Мурку удержал? Она бы его словила и съела, ведь она тоже есть хочет». Геннадий Чулков вспомнил, как оккупанты издевались над местными мальчишками. Кидали горсть конфет на землю, а дети-несмышлёныши бросались их подбирать. Ведь для голодных подростков леденцы были невиданным лакомством! А фашисты, считавшие себя представителями высшей расы, смеялись во всё горло и фотографировали это. Ещё немцы развлекали себя, играя с детьми в шашки. В случае выигрыша кого-то из мальчишек ему разрешали вылизать порожнюю банку из-под сгущенного молока… Геннадий Александрович отмечает, что людей его поколения отличает большая тяга к окружающему миру. Украденное детство они восполняют на протяжении всей своей жизни, умея радоваться каждому прожитому дню, каждой встрече и событию. Скоро детям войны предстоит отметить юбилей их организации — 23 мая ей исполнится пять лет.

 

Ирина Герасимова.

Exit mobile version