Говорят, актеру нужен постоянный поиск, постоянная высокая планка, до которой – тянуться. Фестивали и профессиональные поездки для него, особенно за пределы своего государства, – глоток свежего воздуха. Таким глотком для директора приднестровского театра Ирины Панасенко, главного режиссёра Дмитрия Ахмадиева и молодых актёров Станислава Киорпека и Владислава Греся стала поездка на Международный театральный фестиваль «Балтийский дом. Встречи в России».
Приглашение на фестиваль, который проводится в 19-й раз, поступило от Центра поддержки русских театров за рубежом при Союзе театральных деятелей РФ. Нашим актёрам Владиславу Гресю и Станиславу Киорпеку посчастливилось участвовать в международном спектакле по пьесе Владимира Маяковского «Мистерия Буфф» в постановке питерского режиссёра Игоря Качаева. На одной сцене рядом с ними играли молодые актёры из Грузии, Таджикистана, Казахстана, Узбекистана. Кроме того, в рамках фестиваля «Балтийский дом. Встречи в России» был проведён учредительный съезд Ассоциации русских театров зарубежья. Отрадно, что представители Приднестровского театра стали одними из учредителей в числе более 40 русскоязычных театров со всего мира. Обо всем этом, а также о впечатлениях, которые получили от поездки наши гастролеры, о теракте в Питере, рядом с которым они оказались по стечению обстоятельств, рассказывает главный режиссер Приднестровского театра и интересный собеседник Дмитрий Ахмадиев.
– На этом фестивале мы были уже десять лет назад, стали тогда лауреатами со спектаклем «Правда – хорошо, а счастье лучше». А в этот раз поехали как гости, зато на учредительном съезде Ассоциации русских театров за рубежом мы с нашим директором Ириной Панасенко стали одними из учредителей. Это открывает возможности общения между театрами разных стран, где есть русскоязычные диаспоры. Но это также накладывает и большую ответственность на нас. Приднестровский театр на фестивале принимали прекрасно. Но нужно постоянно быть в топе, это невероятный труд. Нужно продолжать заявлять о себе.
– Расскажите о том спектакле, в котором принимали участие наши актеры. Сложно ли им пришлось: играть с незнакомыми коллегами из разных стран и в короткие сроки понять материал?
– Игорь Качаев, молодой питерский режиссер, очень известный сегодня, ставил международный спектакль, где играли актеры из разных стран, в том числе и наши – Станислав Киорпек и Владислав Гресь. Спектакль был по произведению Владимира Маяковского «Мистерия Буфф». В итоге вышло достаточно авангардное, новаторское зрелище в революционном духе. Вот посмотрите, у меня даже есть футболка с девизом фестиваля. На футболке надпись: «Вся власть – театру!», а в кулаке вместо молотка – одуванчик. Он олицетворяет мир, а семена-парашюты разлетаются повсюду и сеют добро.
– С какими трофеями вы вернулись в родное Приднестровье?
– Я не люблю хвастать, но при просмотре наших спектаклей нам говорили такие слова: «Это то настоящее, что должен нести театр». Съездили мы очень плодотворно. Хочется жить, работать. Актер без зрителя, без поездок, без понимания себя в пространстве – мертвый актер. Очень полезно видеть, что происходит вне наших границ в театральном мире, стремиться к росту. Фестиваль подарил нам огромное количество эмоций. От просмотренных спектаклей, в первую очередь. Посмотреть удалось не все, но многое. Понимание тенденции на сегодняшний день в мировом, передовом российском театре важно для нас. Мы сегодня на достаточно приемлемом уровне, если не сказать больше. Понимаю, что мы живем и работаем не зря. Фестиваль вдохновил нас. Когда смотришь на какие-то недосягаемые вещи, то понимаешь: есть к чему стремиться. Все театры делились проблемами и думали, как их решить в перспективе. Мы договорились о том, что к нам в августе приедут педагоги по речи, по сценическому движению, фехтованию. К тому же мы знакомились с молодой и не очень молодой перспективной режиссурой. В дальнейшем возможен и режиссерский обмен театрами, и фестивальный, и гастрольный. У нас уже есть приглашения, но многое упирается в финансовую поддержку.
– Больной вопрос, который не могу не задать: о теракте в Питере…
– Я ехал с одной встречи на другую. С драматургами, с авторами, режиссерами, актерами. Телефонный звонок приостановил меня, немного не доходя до Сенной площади. Начал заходить на станцию, а оттуда уже валил поток людей, милиция, МЧС. Все только что произошло. Меня поразило и в очередной раз восхитило, как люди в этом городе сплочены. Эта сплоченность наводила на патриотические мысли. Вот сейчас рассказываю, и мурашки бегут по телу. Город стал единым целым. Был какой-то временной отрезок растерянности, у всех трезвонили телефоны, и мои в том числе. Потом в какой-то момент связь заглушили, наступила роковая тишина во всем городе, при невероятной массе народа. Никто ни о чем не договаривался, было полное самоуправление и понимание ситуации. Не существовало никакой агрессии. Машины пропускали людей и наоборот. Кое-как добрался до своего питерского дома на Индустриальной – расстояние немалое. Отогрелся, включил телевизор и понял, где я был и что произошло.
– Словно Бог уберег…
– Бог, ангел, судьба – можно говорить, как угодно. Уберег… Все это очень пространственно, молекулярно и космически. Никто ни от чего не застрахован. Войны, теракты… Нельзя людям убивать других людей! Слава Богу, что о таком важном в моей жизни, как Родина, мама, братья, друзья, я могу говорить в мире под названием «Театр». Я не хочу никого учить, как правильно. Я просто как артист, как режиссер показываю какие-то истории для того, чтобы… да чего уж там… чтобы что-то, наверное, поменялось в мире, в сознании людей. И если что-то светлое заронится в душе зрителя, если он посмеется над чем-то с нами или погрустит, значит, возникли истинные чувства, значит, и переоценка какая-то произошла. Такие трагические события, как теракт в Питере, тоже меняют что-то в сознании, а больше – в подсознании.
– Как человек, как социальная частица общества я не мог пройти мимо этого события. Мимо того, что мир сходит с ума. Ведь в этом спектакле мир тоже сходит с ума – внутри каждого человека. Там говорится, что каждый человек есть гробница правды. Твоей. Искренности. Твоей. Любви. Твоей. Чего ж ты их хоронишь?! В этом спектакле я прошу ребят, чтобы они работали на грани предельной эмоциональности. Этот спектакль проникает туда, где ощущаешь боль. Но в любом случае на свет невозможно выйти, не ощутив ее.
Татьяна Астахова-Синхани.