6.7 C
Тирасполь
Суббота, 23 ноября, 2024

Популярное за неделю

Мой легендарный родственник

Творческий конкурс «Зажигаем звёзды» всё больше вызывает интерес у...

«Париж по тебе плачет»…

Анастасии Белоконь двадцать один год. Девушка оканчивает учёбу на...

Поздравление с Днём работника отраслей сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности

Уважаемые работники отраслей сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности! Поздравляю...

Ситуация на местах

В ходе селекторного совещания с руководителями органов государственной власти...

Дни оккупации стоят перед глазами

Как сообщали приднестровские СМИ, к 75-летию освобождения Тирасполя от фашистских оккупантов были изготовлены юбилейные медали для награждения инвалидов и участников войны, блокадников и узников фашизма. В редакцию газеты «Приднестровье» в связи с этим обратился житель столицы Александр Кравцов с неожиданным, но, как представляется, вполне резонным вопросом.

Мама Александра, восьмидесятипятилетняя тираспольчанка Раиса Бинчукова, будучи ребенком, пережила оккупацию. Война лишила её детства, отразилась на здоровье, поставила под угрозу жизни близких и только чудом не унесла ни одну из них. Раиса Александровна по праву относится к категории «детей войны» (имеется у неё и соответствующее удостоверение). «Так почему бы и «детей войны» не награждать юбилейными медалями? – задается вопросом сын Раисы Александровны. – Ведь эти люди стали свидетелями и жертвами оккупационной политики, видели все ужасы фашизма».

Повторим, вопрос, с нашей точки зрения, закономерный. Ветераны уходят. Но живы «дети войны», те кто в возрасте семидесяти лет, как Раиса Александровна, жил в оккупированных городах и селах. Их память ещё хранит свидетельства тех страшных лет. И, подчеркнем, свидетельства эти не менее ценны, ибо показывают, каким на самом деле был «новый порядок» Гитлера и Антонеску, как идеология фашизма реализовывалась на практике.

Мы встретились с Раисой Александровной. Женщина хорошо помнит, как в первый же день войны отец ушел на фронт. Как они, оставшись без папы, пытались с мамой эвакуироваться, ехали на подводе. Как потом вернулись, потому что кругом всё уже было занято врагом, и уходить было просто некуда.

Вернулись в отчий дом (переулок Восстания, 6а). Но кто-то из соседей донес, что отец был членом партии, ушел на фронт. Пришлось бежать, скрываться. Взяли только самые необходимые вещи и ночью с братом и мамой ушли из дому. В районе завода Ткаченко им повстречался пожилой мужчина. Звали его Иван Тубин. Он пожалел семью, оставшуюся без крова, приютил. Так они и прожили у дяди Вани (у которого была своя семья) до самого дня освобождения. Познали все «прелести» господства немецко-румынских захватчиков. Ели конский щавель и лебеду, водяные орехи. Орехи приносил с лимана брат Вася. Их делили на кучки, распределяли на несколько дней. А однажды в дом зашел румынский солдат. На него залаяла собачонка. Фашист разозлился и швырнул в неё скамейку. Один из обломков доски попал в голову восьмилетней Раи, рассек до крови.

Весной сорок четвертого румыны уже знали, что время их сочтено. Оккупационные власти пребывали в каком-то исступлении. Рядом с домом Ивана Тубина стояло общежитие завода Ткаченко. В нем находилась городская тюрьма. Оттуда массово вывозили заключенных, которых расстреливали в садах учхоза (на Кирпичной Слободке).

Раиса Бинчукова (в девичестве – Дмитриенко) пряталась с братом в подвале. Дядя Ваня завалил его проволокой, всякой рухлядью, так что снаружи совсем не было видно. Но сидеть там было страшно, они заплакали. И детский плач услышали… солдаты, наши солдаты, вошедшие в город. Они-то и вывели ребятишек из убежища.

Я внимательно слушал Раису Александровну, слушал, а сам думал: насколько важны для восприятия истории свидетельства очевидцев, живой рассказ. И мы, наследники Победы, обязательно должны дать «детям войны» слово, передать эстафету памяти, а значит –  и заслуженное внимание со стороны общества.

Николай Феч.

Новые статьи

Учат создавать прекрасное

Практически в центре города стоит здание, которое выгодно выделяется...

Любая эскалация недопустима

Вадим Красносельский принял делегацию европейских дипломатов. В неё вошли начальник...

С любовью к родному городу

Тираспольский горсовет XXVI созыва провёл третье пленарное заседание 17-й...

Меры поддержки продлят

У столицы новый градоначальник. Главой государственной администрации городов Тирасполя...

Пальто превращается… в элегантный жилет!

Ярким событием минувшего августа в столице было открытие нового...

Архив