Домой Агросектор Другой судьбы не желает

Другой судьбы не желает

0

Пётр Никитович Карабан – животновод, можно сказать, по рождению. Пяти лет отроду уже скотину пас. А с тринадцати профессию дояра освоил. Времена были послевоенные, и о доильных аппаратах никто тогда и слыхом не слыхивал. Ему ни за что не дашь его 78 лет. Подвижный, позитивный, оптимистичный, он излучает такую энергию, которой подзаряжаются все окружающие. Воистину счастливый человек, ибо всю жизнь занимается любимым делом, не ища в нём каких-то особых смыслов. Просто работает. Просто живёт. Просто любит.


Продукция Тираспольского молочного комбината пользуется сегодня наибольшим спросом у приднестровского покупателя. И в этом нет ничего удивительного. Высокий уровень стандарта качества и прямые поставки от производителя позволили этой фирме завоевать прочное место на рынке.

Каждый день молоковозы комбината отправляются в разные уголки Приднестровья к поставщикам. Чётко налаженный график вывоза молока и своевременный расчёт позволяют достигать максимального эффекта в партнёрстве с крестьянско-фермерскими хозяйствами республики.

Давно ушли в прошлое огромные животноводческие комплексы. Сегодня в Приднестровье преобладают небольшие КФХ, продукция которых и составляет основу производства молочного комбината. На одном из таких хозяйств побывали журналисты нашей газеты.

Пётр Карабан – животновод, можно сказать, по рождению. Пяти лет отроду уже скотину пас. А с тринадцати профессию дояра освоил. Времена были послевоенные, и о доильных аппаратах никто тогда и слыхом не слыхивал. Руками коровок доили. И даже уехав со старшим братом осваивать целину, там не хлеб выращивал, а работал чабаном, гоняя по казахстанской степи отару из 1800 овец. Однако не прижился на чужой земле, вернулся в свой тёплый, ласковый край, в родной совхоз «Григориопольский». Собственно, так до сих пор здесь и пребывает. Нет уже давно совхоза, и страны большой нет… Только это не стало препятствием в его стремлении заниматься любимым делом.

Карабан из обоймы тех советских колхозников, которые, не имея большого образования, брали своё врождённым талантом руководителя, умением работать с любым контингентом людей. Причём не просто работать, а неизменно пребывать в передовиках.

Когда в 90-х пошёл всеобщий развал, и что уж скрывать, разграбление колхозов, Петру Никитовичу предложили под индивидуальное предпринимательство фактически развалины бывшей овцефермы колхоза Дзержинского. Привыкший полагаться во всём только на себя, он взялся за этот объект с чувством огромной ответственности, придя сюда как хозяин, не в пример многочисленным, невесть откуда взявшимся временщикам, снимавшим сливки с оставшегося советского наследия и потом неизвестно куда пропавшим. Уже 20 лет он вкладывает в свою ферму не только средства. Здесь, по сути, его дом, где круглые сутки кипит работа. 75 голов крупного рогатого скота, из которых 40 – дойное стадо, 185 свиней и на днях начавшийся опорос требуют ежечасной заботы и внимания. В среднем за месяц с КФХ «Карабан» на ТМК поступает 9 тонн молока.

Как известно, полного импортозамещения по молочке Приднестровье ещё не достигло, поэтому государство всячески стимулирует производителей к расширению поголовья. Собственно, Пётр Никитович ничего против не имеет и к концу года планирует пополнить дойное стадо голов на 20, для этого все предпосылки имеются, лишь бы год не подвёл.

Вообще-то Карабан по жизни большой оптимист. Он совершенно не жалуется на засуху, что последние два года буквально «прибила» землепользователей, что своего зерна на корма явно нынче не хватит и придётся докупать, а пандемию коронавируса воспринимает смиренно, как неизбежность, которую надо пережить, никого ни в чём не виня. Хотя, по его словам, в последнее время только на молоке и держится. Упали продажи мяса, а, значит, и поступления в бюджет КФХ. Ему же приходится не просто платить зарплату восьмерым своим работникам, но и фактически их содержать. А работают и, можно сказать, живут у Петра Никитовича люди без определённого места жительства. Других сейчас не найдёшь.

– Как же вы с ними справляетесь?

– Бой с пьянкой веду каждый день. Они уже приучены. Не дай Бог утром прийти на работу с запахом или выпивши. Сразу ставлю прогул. А второго раза не прощаю.

Здесь круглые сутки кипит работа: 75 голов крупного рогато­го скота, из которых 40 – дойное стадо, 185 свиней.

На ферме у Карабана трёхразовое питание, кофе-чай не считается, зарплата от 1,5 до 3 тысяч. За два десятка лет кого только он на работу ни принимал. Даже бывших заключённых. Конечно, со многими пришлось расстаться, но шанс давал всем. Многие уходили, а потом возвращались… Некоторым даже жильё купил на деньги, что у него заработали. Домов сегодня много по окрестным сёлам продаётся.

Ферма у Петра Никитовича расположена в низине. Для выпаса животных условия идеальные. А вот для вывоза продукции – адские. Дорога к ферме от асфальтированной – 1,5 км – идёт через поле, а потом крутой спуск. Когда сухо – ещё куда ни шло. Мы приехали после дождей. От асфальта до фермы Пётр Никитович доставил нас на своём транспорте. Виражный спуск, прям, горный серпантин, в нынешнем году фермер забетонировал, положив сюда 15 тонн цемента и встретив новый год с долгом в миллион рублей. А вот дорогу через поле – полтора километра – самому не освоить. «Нет, – говорит, – у меня техники, которая бы отсыпала гравием этот просёлок». Мы увидели, как молоковоз ТМК преодолевал подъём с фермы и дорогу. Зрелище, скажу вам, впечатляет. Не дай Бог, если что!

Ферму Карабана можно без преувеличения назвать хутором. Помещения для животных, склады и подвал выполнены добротно и рассчитаны на много десятилетий. Есть двухэтажный жилой дом, в планах строительство столовой и кухни. Подведён водопровод, установлен бойлер… Но самое главное – есть кому это всё оставить. Сын Фёдор и дочь Наталья вместе с отцом успешно развивают семейный бизнес. В перспективе можно и на внуков рассчитывать, образование они получают сельскохозяйственное.

Самому Петру Никитовичу другой судьбы не надо. «Многие из моих друзей и знакомых, – поделился он, – как манну небесную ждали пенсию. А я не понимаю, как можно жить без работы?».

Карабану ни за что не дашь его 78 лет. Подвижный, позитивный, оптимистичный, он излучает такую энергию, которой подзаряжаются все окружающие. Воистину счастливый человек, ибо всю жизнь занимается любимым делом, не ища в нём каких-то особых смыслов. Просто работает. Просто живёт. Просто любит.


Галина БЕЗНОСЕНКО, Григориопольский р-н.

Фото Виктора Громова.

Exit mobile version