На рассмотрении Верховного Совета находится ряд законодательных инициатив, регулирующих правоотношения в сфере безопасности дорожного движения.
Если посудить, то в этой теме, как в политике и футболе, разбираются буквально все. Она то и дело вызывает всплеск обсуждений, прежде всего в интернет-пространстве. В социальных сетях высказываются порой неоднозначные суждения, часто прямо противоположные друг другу, по поводу того, кто и как ведет себя на дорогах. К нашему общему огорчению, нередко она становится местом гибели наших граждан, участников дорожного движения.
В комитете Верховного Совета по законодательству решили выслушать мнение профессионалов и организовали парламентские слушания. Для участия в них были приглашены руководители МВД, УГАИ ПМР, представители прокуратуры, судов, госслужбы судебных исполнителей, компаний-перевозчиков. Поводов для совместного обсуждения немало, а актуальности разговору добавила недавняя трагедия на трассе «Тирасполь–Первомайск», где в страшном ДТП погибло двое юношей. Участники слушаний, главным образом, искали ответ на вопрос: может ли скрытая фото- и видеофиксация привести к уменьшению числа нарушений правил дорожного движения?
В этом году ГАИ стала практиковать фиксацию нарушений правил дорожного движения, в том числе превышение скоростного режима, с использованием технических средств, установленных в стоящих или движущихся автомобилях с тонированными стеклами без особых опознавательных знаков. При этом ее сотрудники не облачены в форменную одежду. Во многом именно с этим многие связывают тот факт, что в этом году количество штрафов за нарушение ПДД выросло в два раза. При этом аварий на дорогах не стало меньше. Количество дорожно-транспортных происшествий в последние годы практически не меняется. За девять месяцев этого года произошло 103 дорожно-транспортных происшествия, в которых погибло 11 человек. В прошлом году за этот же период произошло 98 ДТП (16 погибших).
По факту скрытая фиксация вызывала нарекания со стороны водителей, получающих так называемые «письма счастья», извещающие о наложении административных штрафов. Они стали писать жалобы, в том числе в Верховный Совет.
«Такие действия сотрудников милиции противоречат основным принципам, на основе которых должны строить свою работу правоохранительные органы, в том числе и государственная автоинспекция. Контроль, безусловно, необходим, но нужны еще прозрачность, открытость, вызывающие доверие граждан. Цель – не только фиксация нарушения и штраф, а предотвращение ДТП», – отметил в ходе слушаний в парламенте депутат Олег Петрик. Он, а также его коллега по депутатскому корпусу Галина Антюфеева выступили авторами законодательной инициативы, корректирующей нормы Закона «О безопасности дорожного движения». Она была принята Верховным Советом в первом чтении. В законопроекте содержится обязанность сотрудников госавтоинспекции при выполнении функциональных обязанностей по фото-, видеофиксации правонарушений использовать исключительно служебный транспорт с включенным проблесковым маячком синего цвета в стационарном режиме. В светлое время суток сотрудники ГАИ должны находиться на просматриваемых участках автомобильных дорог, а в темное – на освещенных и использовать световую сигнализацию и габаритные огни. В дополнение к этому следует пояснить, что стационарная система фото-, видеофиксации «Безопасный город» должна предваряться дорожным знаком, информирующим о ее работе.
Позицию возглавляемого ведомства высказал министр внутренних дел, генерал-майор Руслан Мова. Для начала он вернул участников парламентских слушаний на два года назад, когда в милицейском ведомстве, в том числе в ГАИ, началось реформирование. Результат – чрезмерная «опека» водителей со стороны госавтоинспекторов ушла в прошлое. Реанимирована работа системы «Безопасный город». На дорогах практически нет госавтоинспекторов (раньше, по словам министра, нормой была «проверка документов»), а транспортные средства останавливаются только в случае грубых нарушений ПДД. В их числе превышение предельно допустимой скорости движения, опасное маневрирование и проезд на запрещающий сигнал светофора.
«Водители нарушают потому, что не чувствуют ответственности. Штрафы, «удар по карману», являются сегодня лучшими предупредительными мерами, лучшей профилактикой. Они дисциплинируют водителя», – считает глава милицейского ведомства. По его словам, для МВД главное – безопасность на дорогах. К тому же сегодня никто, в том числе и сотрудники правоохранительных органов, не получает поблажек при оплате штрафов. Самый свежий пример двухнедельной давности, когда штраф заплатил первый Президент ПМР Игорь Смирнов.
Выступая с парламентской трибуны, министр внутренних дел заявил, что практика скрытой фиксации нарушений ПДД существует во многих странах мира и доказала свою эффективность. Лейтмотивом же его выступления стали слова «Не нарушай – не оштрафуют».
В ходе слушаний звучали различные мнения о работе госавтоинспекции в целом. В частности, автолюбитель с большим стажем, депутат Верховного Совета Григорий Дьяченко привел ряд примеров, по его мнению, ненадлежащего исполнения сотрудниками правоохранительных органов, ответственных за безопасность на дорогах, функциональных обязанностей. «Патрульные посты останавливают автомобили на перекрестках, что является грубым нарушением правил. Они вводят водителей в психологический мандраж, ступор. Завидев сотрудника ГАИ, водители моментально сбрасывают скорость, и там где можно ехать 50, едут уже 40, а то и 30 км/час, нервируя других участников дорожного движения. В часы пик это создает пробки. Водители должны знать, что ведется видеофиксация. Но правила ПДД должны соблюдаться вне зависимости от того, снимает тебя камера или нет», – уверен парламентарий.
Наряду с этим Григорий Дьяченко предложил подумать о дифференциации скоростного режима в различных местах населенных пунктов. В качестве возможного примера депутат привел объездную дорогу в столице: ни жилого сектора, ни перекрестков, ни пешеходных переходов, а предельно допустимая скорость, как и в целом по городу, 50 км/час. Примечательно в связи с этим, что в других городах на некоторых участках разрешено передвижение транспортных средств с большей скоростью, чем в целом по населенному пункту.
Участники слушаний, представляющие транспортные компании, отмечали, что доказательства, собранные в нарушение действующего законодательства, не рассматриваются судом. Наряду с этим они однозначно высказались за функционирование стационарных камер фото-, видеофиксации системы «Безопасный город», но с обязательным наличием предупреждающих табличек. В связи с этим необходимо отметить, что депутаты Верховного Совета поддержали предложение Правительства предусмотреть в бюджете текущего года 500 тыс. рублей на развитие системы «Безопасный город», основой которой как раз и являются стационарные видеокамеры.
Представители перевозчиков ссылались на опыт соседей. В той же Молдове авто-владельцев заранее информируют, где будут работать камеры, определяющие скорость движения транспортных средств. Говорили транспортники и о том, что скрытые радары или автоловушки, как правило, устанавливаются не на самых аварийных участках, где небольшое превышение скорости возникает в силу особенностей рельефа, к примеру, на спуске.
«Спрятался – это шаг в прошлое. На дворе XXI век. Фиксация нарушений правил дорожного движения должна быть открытой и прозрачной. Нет необходимости ловить нарушителей «в кустах», – сказала глава парламентского комитета по законодательству Галина Антюфеева, подводя итоги слушаний на тему безопасности дорожного движения.
Прозвучавшие в их ходе мнения будут учтены депутатами при подготовке законопроекта ко второму чтению.
Александр ЗАВЕЛЯ.