Жить как все

0

Как учитель молдавского языка, в последние годы я веду уроки на дому у некоторых учащихся с ограниченными возможностями. Радуюсь вместе с ними, когда у них получается.  Хвалю за старание, подбадриваю, вселяю уверенность в собственные силы.

Формы и методы обучения детей на дому – в основном упрощённая программа обычной школы с учетом индивидуального состояния каждого ребёнка. Иногда, приходя на урок в обычный класс после проведенных занятий на дому, делюсь впечатлениями, рассказываю, какие открытые сердцем и душой мои подопечные. При этом задаюсь вопросом: «Почему Господь одним даёт всё, и они не хотят воспользоваться даром судьбы, почему некоторые, способные учиться, не желают шевелить мозгами, овладевать элементарными знаниями..?». Ведь дети с ограниченными возможностями   такие же, как и их сверстники. Они имеют право на заботу, нуждаются в поддержке и общении. И было бы хорошо, чтобы такие ребята имели постоянную связь со своим классом. Здоровые дети обрели бы больше сострадания, терпения. Они потом не пройдут мимо нуждающихся в помощи, не будут равнодушными к недугам окружающих.

Но прежде чем встретиться с проблемным сверстником, нужно предварительно подготовиться к этому, получить согласие родителей. И чем раньше это случится, тем легче пойдет общение между детьми.  Говорим на классных часах, на уроках о толерантности, а одноклассника (по списку), обучающегося на дому, порой не знаем в лицо. Убеждена, учащихся нужно научить на конкретных примерах принимать индивидуальную личность такой, какая она есть, уважать её право на жизнь, обучать общению.  Желательно их навещать, читать с ними произведения, которые проходят по школьной программе, просто разговаривать, исходя из их индивидуальных физических и психологических особенностей. Нужно им дать возможность раскрыться, поддержать морально. Помогая обрести радость жизни, мы непременно почувствуем тепло их сердец. Такие ребята не лицемерны, они искренние, открытые маленькие люди, нуждающиеся во внимании сверстников.

Не забуду бывших учеников коллеги Валентины Емельяновой, которые подружились с одним моим мальчиком. Когда я в классе рассказала о нем, показала тетради с его прекрасным почерком, то Артём Киракосян, Юлиан Негруца, Сергей Мариора и Вадим Кицул сразу попросили телефон Жени (так звали подопечного), захотели поближе с ним познакомиться. Женя, в свою очередь, очень переживал, что мальчишки разочаруются в нем. И вот долгожданная встреча состоялась: инвалидную коляску выкатили из квартиры на улицу, и ребята, ведя ее по очереди, рассказывали о школьной жизни, слушали музыку… Оказалось, что Женя – любитель шахмат, интересный собеседник.

После четвёртого класса родители увезли его в Санкт-Петербург… И вот спустя много лет снова встреча. Я совершенно неожиданно столкнулась с Женей. Он, как и я, был рад встрече, рассказал о себе, спросил о ребятах, которые раньше навещали его, поинтересовался, чем они занимаются. «Шефы» из школы запали в душу, и он хотел снова с ними встретиться.

И другой рассказ – о пятиклассниках другой моей коллеги – Галины Бондзюх и одной из моих учениц Арине Величко, обучающейся на дому. Узнав, когда у девочки день рождения, ребята пригласили ее к себе и вместе с другими одноклассниками-именинниками отметили торжество. Читали стихи собственного сочинения, показывали поделки, пели песни… Сфотографировались на память. Мама и бабушка девочки принесли всему классу гостинцы. Ребятам надолго запомнился праздник. К сожалению, ниточка контакта оборвалась… Проиграли обе стороны: одни не продолжили учиться делать добро и сочувствовать беде другого, вторые, а это относится к Арине, в который раз ощутили разочарование.

Приведу пример и еще одной ученицы, которая в прошлом учебном году, окончив 9 классов на дому с отличием, к сожалению, не получила соответствующего свидетельства лишь потому, что не прошла полную школьную программу. Мало того, что она обделена здоровьем при отличных умственных способностях, но ещё и закон об образовании оказался несправедлив к ней. Считаю, есть недоработка нашего главного органа просвещения.

Ещё пример. Бабушка ученика долгие годы ухаживала за одинокой женщиной в Москве. Они часто беседовали о личном, делились сокровенным. Рассказала москвичке и о больном внуке, после чего женщине захотелось встретиться с Толей (так звали мальчика).  Пригласила его с мамой в гости, и он, открытый, скромный, добрый, пришёлся по душе. Мальчик отвечал взаимностью: когда у пожилой женщины начинались головные боли, он понимающе и сочувственно ухаживал за ней, и больной становилось легче. Москвичка оставила завещание, попросив бабушку мальчика после смерти продать квартиру и на вырученные деньги помочь ему в лечении. Беду чужого ребенка она приняла как свою.

 И не могу не сказать слова о родителях детей с ограниченными возможностями. Нелегко им растить их. Но, попав в сложную жизненную ситуацию, они справляются с бедой. Они – настоящие герои, достойные всеобщего уважения и восхищения. В глубине души живут мыслями и надеждой, что свершится чудо, и их мальчик или девочка смогут вместе со всеми учиться, потом работать, а главное – интересно и содержательно жить. Как все.

Клавдия Мариуца, учитель МОУ «ГОСШ №2 им. А. Стоева».

г. Григориополь.

Exit mobile version