Мне довелось побывать на персональной выставке художницы Дильнары Турсуновой.
Ярко и радостно было в картинной галерее: графика, гуашь, масло и акварель. Молдавский этнос гобеленов перекликался с импрессионистской утонченностью полотен, а самобытные куклы могли украсить подмостки любого театра. Но особенно приковывало внимание изображение цветов, которые были словно живые. От картин исходило дыхание природы, аромат пионов, лаванды, и от всей этой красоты кружило голову.
Я уже твердо знала, о ком хочу рассказать, и на следующий день встретилась с художницей. На вопрос, какая у нее любимая работа, получила ответ: «Все. А лучшая, я надеюсь, впереди. Каждую из них любишь всем сердцем и не хочешь от себя отпускать. Это как любовь…».
По линии отца Дильнара – уйгурка, и ее имя переводится «Мечта». Ее родители познакомились на комсомольской стройке в Ташкенте, где она и родилась. Вскоре молодая семья переехала в Дубоссары. Родители трудились на швейной фабрике, а Диля, словно оправдывая свое имя, росла необыкновенной девочкой. И в хоре занималась, и в художественную школу ходила, и вожатой была, а еще лазила по деревьям и через заборы гораздо быстрее мальчишек.
«Когда впервые взяли в руки кисть?» – «В детском саду я рисовала куколок, но без носика. Считала, что дырочки похожи на пятачок свинки. Это вызвало беспокойство у воспитателей, они вызвали родителей, но на меня так и не повлияли их уговоры. Мои куколки так и остались без носика».
Как показало время, маленькая художница была права, что не послушала взрослых. Вскоре один из рисунков Дили показали в знаменитой в советское время телепередаче «Выставка Буратино». Сюжет передачи состоял в том, что на заранее заданную тематику ребята присылали свои работы, которые комментировали Буратино и художник. В адрес программы приходили мешки писем с рисунками, лучшие из которых отбирали для телепередачи.
После окончания школы жизнь Дильнары стала похожа на серпантин – такая же извилистая, с крутыми петлями и ведущая в бескрайние просторы. Повзрослев, она поехала в Казахстан, где трудилась на фарфоровом заводе, там встретила первую любовь, стала мамой. Затем возвратилась в Дубоссары и поступила в Приднестровский госуниверситет, после окончания преподавала изобразительное искусство.
В лихие девяностые с работой в городе было непросто, и Дильнара идет в детский сад. С теплотой вспоминает это время, именно тогда она почувствовала, что, отдавая любовь детям, становится невероятно счастливой. «Детки ходили за мной повсюду гуськом и были похожи на маленьких пингвинят (улыбается). Сейчас многие из них уже взрослые, но при встрече могут обнять прямо на улице. Дети – это чудо на нашей земле. Они такие чистые и светлые создания, что рядом с ними становишься лучше!» – подчеркивает художница. И тут же делится, что до рождения своих детей видела черно-белые сны, а после они стали радужными.
Четверть века назад Дильнара узнала от лучшей подруги, художницы Оксаны Пономаренко, что в детской художественной школе появилась вакансия. С тех пор она здесь преподает. За эти годы многие ее ученики связали жизнь с искусством. А полотна самой художницы находятся в частных коллекциях не только в Приднестровье, Молдове, но и в России, Македонии, Словакии и Польше.
На вопрос: «Ваш источник вдохновения?» – отвечает: «Жизнь! Все, что заставляет меня плакать и смеяться. Она прекрасна, ее надо любить!».
Яна Добрянская, г. Дубоссары.
На фото: Дильнара Турсунова с воспитанниками.
Фото автора.