На ноябрь приходятся сразу две даты, связанные с историей защиты приднестровской государственности.
2 ноября 1990 года стал днем первого применения Молдовой оружия против приднестровцев. Жители Дубоссар попытались предотвратить введение в город дополнительных сил полиции и, взявшись за руки, преградили им путь. На городской площади тысячи людей требовали, чтобы представители кишиневских властей покинули город, который к тому времени уже входил в состав ПМССР. Тогда отряд полиции особого назначения РМ из автоматов открыл огонь по безоружным людям. В результате полученных ранений скончались дубоссарцы – рабочие механического завода Владимир Готка, Валерий Мицул и выпускник одной из городских школ Олег Гелетюк. 16 человек было ранено.
Сплоченность приднестровцев не позволила агрессору реализовать свои планы. Создатели молодого государства смогли отстоять право на убеждения, а вместе с ним – право на саму жизнь, и в дни крупномасштабной вооруженной агрессии, в 1992 году. Так выковалась когорта людей с реальным боевым опытом. И совершенно закономерно в ноябре 1994 года был создан союз защитников Приднестровья, ряды которого сплотили приднестровских мужчин и женщин самых разных профессий и возрастов, вставших в роковую минуту на защиту своей страны.
Общение с защитниками неизменно убеждает – никто никого не заставлял идти в окопы, да и не мог бы заставить. Таких не заставишь! По натуре упрямые, мужественные, волевые люди, они отличаются независимым характером, критическим мышлением, убежденностью в правоте выбранного дела.
Разговор автора этих строк с защитником Приднестровья Иваном Пельтеком состоялся в Парканах, где и живет Иван Васильевич, откуда родом. В начале 90-х он работал слесарем-инструментальщиком на заводе им. Кирова. А до того 15 лет отслужил на флоте. Думал, что с военным делом покончено. Ан нет! С конца 80-х стали раздаваться истеричные возгласы националистов, требовавших перевести молдавский язык на латинскую графику, разобраться с «некоренными» гражданами, а саму Молдову объединить с Румынией.
Иван Васильевич говорит, что именно навязывание приднестровцам совершенно чуждых понятий (пресловутая «мононациональность»), политического формата, образа жизни и вынудило граждан сказать новоявленным диктаторам решительное «нет». Причем действовали несогласные с политикой народнофронтовцев, что называется, по всем демократическим правилам, в рамках действующего советского законодательства, руководствуясь элементарным чувством справедливости. Но это ещё более разъярило националистов, и они решили прибегнуть к силе. Уже в Дубоссарах они вовсю опробовали силовой сценарий. И если таковой не прошел, то исключительно ввиду самоотверженности самих дубоссарцев, приднестровцев, которые, будучи безоружными, стремились остановить националистический беспредел.
Защитники прекрасно знали, на что идут, сознавали, что их благородные намерения, живое чувство справедливости, патриотический порыв сопряжены с риском для жизни. Что и показали дальнейшие события. Но и в 1992 году те же, кто стоял живым заслоном в Дубоссарах, вновь вышли навстречу агрессору. Прекрасно вооруженному, в чьем распоряжении были ресурсы регулярных вооруженных сил и МВД Молдовы. Приднестровцы же на ходу приспосабливали гражданскую технику, подручные средства по принципу «голь на выдумки хитра». Нередко автомат был один на весь окоп.
Иван Васильевич, как и многие его товарищи по заводу Кирова, вступил в народное ополчение. На вопрос, как отреагировали домашние, отвечает: «А что они могли сделать? Решение-то принимал я». Дочери на тот момент было 14 лет, сыну – 15.
Но уходили в окопы и отцы многодетных семейств, и те, у кого были тяжелобольные близкие, пожилые родители. Были и защитники с инвалидностью. Иван Пельтек рассказал о боевом товарище Иване Бушуеве, у которого на правой руке не было указательного пальца. Стрелял средним.
Только на заводе им. Кирова были созданы 2 роты народного ополчения. Плечом к плечу с ополченцами стояли военнослужащие республиканской гвардии, казаки, бойцы ТСО, приднестровские милиционеры, добровольцы из России, Украины и других республик. Пройдя курсы на базе республиканской гвардии, ополченцы убыли на Дубоссарское направление, под Кошницу, где сменили гвардейцев. Держали оборону вплоть до 16 июня. Едва успели смениться, сдать оружие, как начались события в Бендерах. Так, вернувшись в родные Парканы, Иван Васильевич вновь оказался у черты, к которой вплотную подобралась война.
В рядах НО Иван Пельтек участвовал в разблокировании моста через Днестр. Сразу за мостом, на пятачке у Бендерской крепости, они заняли оборону, выбив с позиций боевиков Молдовы. Впоследствии прикрывали крепость со стороны Варницы. А ещё позже их перебросили в район Теи и Токмазеи.
Иван Васильевич хорошо помнит, с каким чувством все ждали российских миротворцев. Он и теперь убежден: если бы не Россия, если бы не решительные действия командующего Александра Лебедя, события могли бы затянуться, а война – перейти в затяжную, позиционную.
Михаил Фернет.