Домой Политика Звенья одной цепи

Звенья одной цепи

0

В конце июля исполнится 25 лет, как в зоне молдо-приднестровского конфликта началась миротворческая операция, обеспечивающая и по сей день там мир и стабильность.

В преддверии этой знаменательной даты официальный Кишинёв предпринял очередной шаг, который в понедельник, во время брифинга для журналистов, министр иностранных дел ПМР Виталий Игнатьев охарактеризовал как направленный на слом миротворческой операции. Речь идёт о высылке из Молдовы пяти российских дипломатов. Персональный состав сотрудников посольства РФ в Кишинёве, объявленных молдавскими властями персонами non grata, пока ещё не опубликован, но в прессе появились сообщения о том, что либо все, либо часть этих людей имела отношение к Объединённой контрольной комиссии – руководящему миротворческой операцией органу.

Эту информацию подтвердил и глава приднестровского внешнеполитического ведомства, отметивший во время общения с представителями СМИ: «Что касается персонального состава, то он нам известен. Я думаю, что в ближайшее время российская сторона его обнародует. Мы знаем этих людей. Мы с ними работали, в том числе и в рамках Объединённой контрольной комиссии».

В этом контексте Виталий Игнатьев подчеркнул: «Высылка российских дипломатов является частью комплекса проблем и в российско-молдавских отношениях, и в части миротворческой операции. Постоянно заявляется, что необходимость в миротворческой операции отпала. Раздаются призывы о её трансформации. Вырабатываются варианты с участием международных организаций, Евросоюза или варианты полицейской операции. На практике же создаются препятствия для работы Объединённой контрольной комиссии».

Стоит напомнить, что с 2014-го и вплоть до января нынешнего года молдавская делегация саботировала работу ОКК под различными предлогами, отказываясь принимать повестку дня заседаний. Также представителями Кишинёва тормозилось утверждение военных наблюдателей и членов Объединённой контрольной комиссии от России. Наконец, на протяжении ряда лет молдавские власти препятствуют ротации российских миротворцев, выдворяя военнослужащих без объяснения причин со своей территории. «Насколько я знаю, проблема с ротацией российских миротворцев существует и по настоящее время», – констатировал во время брифинга Виталий Игнатьев.

Что же касается попыток смены формата миротворческой операции, то в последнее время, например, Кишинёв стал усиленно проталкивать идею об организации в Зоне безопасности (ЗБ) «независимого мониторинга» со стороны ОБСЕ. Идея о вовлечении представителей Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе в процесс наблюдения за обстановкой в ЗБ, кстати, не нова, за нее несколько лет назад ратовала Украина. Здесь стоит отметить, что представители ОБСЕ являются непременными участниками всех совместных мероприятий, проводимых в рамках миротворческой операции. В недавнем интервью нашей газете сопредседатель Объединённой контрольной комиссии от Приднестровья Олег Беляков поделился своим мнением относительно попыток привлечь миссию ОБСЕ в Молдове к мониторингу Зоны безопасности. «Молдавская сторона пытается втащить в формат переговоров Объединённой контрольной комиссии определённые европейские структуры для некоторого мониторинга ситуации в Зоне безопасности, – отметил Олег Беляков. –  Сама миссия ОБСЕ выступала, что она готова провести мониторинг Зоны безопасности на предмет возможности эскалации конфликта. Возникает закономерный вопрос: «А что, сегодня может возникнуть эскалация, и механизмы миротворческой операции уже не справляются, раз миссия ОБСЕ должна провести этот мониторинг?». Мы считаем, что механизмы миротворческой операции способны разрешить любую сложную ситуацию». Насколько успешны и эффективны наблюдательные миссии ОБСЕ, достаточно вспомнить Донбасс, где режим перемирия за сутки может нарушаться десятки, а иногда и сотни раз.

Меж тем, ОБСЕ, а если быть точнее, то нынешнее Австрийское председательство (председательство в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе переходит от одной страны к другой ежегодно. – Прим.), так же, как и «гарант и посредник» в переговорном процессе Украина, встало на сторону Кишинёва. О том, как безосновательно Вена затягивает созыв встречи в формате «5+2», которые, согласно базисным переговорным документам, должны проводиться не менее шести раз в год, наша газета уже писала.

«Ситуация тем более уникальна, что Молдова формально заявляет о том, что она не против переговоров в формате «5+2», и даёт тем самым пас в адрес Действующего председательства в ОБСЕ, а там рассказывают какие-то непонятные с точки зрения дипломатии истории, что необходимо вначале о чем-то договориться, а потом уже пройдёт заседание. В «Принципах и процедурах переговорного процесса» чётко прописано, что недопустимы никакие предусловия. Также там указано, что любая из сторон может вносить в повестку дня те вопросы, которые считает нужными. Поэтому никаких препятствий для проведения заседания в формате «5+2» нет», –
сказал в этой связи Виталий Игнатьев.

Напомним, что Приднестровье намерено вынести на обсуждение формата «5+2» как застарелые проблемы во взаимоотношениях с Молдовой, так и недавно появившиеся. Из последних это в первую очередь введение совместного украинско-молдавского пограничного и таможенного контроля в пункте пропуска «Кучурган» на границе Украины с Приднестровьем.

К слову, установка совместного поста профинансирована Евросоюзом. Что же касается ОБСЕ, то во время одного из своих посещений Тирасполя Специальный представитель Действующего председателя этой организации Вольф Дитрих Хайм заявил, что данную проблему должны решать Молдова и Приднестровье без вынесения её на формат «5+2». При этом австрийский дипломат несколько раз подчеркнул, что ничего страшного в совместных таможенно-пограничных постах Молдовы и Украины на украинско-приднестровской границе не видит.

В связи с этим во время брифинга для журналистов Виталий Игнатьев отметил: «Кому-то не хочется выслушивать правду, предметно обсуждать проблемы, в том числе и совместного контроля. Кто-то не готов давать аргументированные ответы на те вопросы, которые будет ставить приднестровская сторона. А у нас и инициатив, и конкретных предложений достаточно. Поэтому расцениваем отсутствие под надуманными предлогами заседания на протяжении полугода как некую форму политического или дипломатического адвокатирования и прикрытия односторонних действий, которые предпринимаются с ведущим участием Молдовы и при прямой поддержке ЕС».

Александр Никитин.

Exit mobile version