Сомнений в том, где я родился, конечно, у меня не возникает. В метрике записано место моего рождения: деревня Стечкино Сосновского района Горьковской (ныне Нижегородской) области. Но вся моя жизнь и особенно последние годы почти ставят меня в тупик: где же всё-таки моя Родина? Это как на исповеди или в программе «Секрет на миллион» Леры Кудрявцевой на НТВ. Но то, что я сейчас скажу, от чистого сердца, как всё произошло, как всё случилось.
В далёком 1959 году меня призвали в армию, так я оказался в Красных казармах города Тирасполя. Отслужил три года, встретил девушку, полюбил, женился. Тогда это было не в диковинку. Степенные прибалты и горячие кавказцы разбивали здесь свои сердца, женились, создавали интернациональные семьи. И от этого замеса получались красивые дети! Многим современным молодым людям этого не понять.
С женой мы вернулись в Россию, но она часто болела, и лечащий врач настаивал на том, чтобы мы вернулись в Молдавию, где более благоприятный климат. Так мы и поступили. Нашли здесь работу по душе, здесь родились наши дети.
Вначале я поработал на Всесоюзной ударной комсомольской стройке начальником палаточного городка перед пуском первого блока Молдавской ГРЭС, 55-летие которой отмечалось на днях. Потом несколько лет выпускал здесь же многотиражку «Молодёжь Молдавии на строительстве Молдавской ГРЭС». Работал в газете «Энергетик», которая считалась одной из лучших многотиражек республики. К тому времени уже окончил заочное отделение факультета журналистики МГУ, что окончательно определило мою профессиональную ориентацию.
Когда мы уезжали в Молдавию, мать развела руками и как приговор сказала, дескать, что с него взять, «отрезанный ломоть». Так оно и получилось. Мне, младшему из пятерых в семье, по наследству ничего не досталось, мать отписала всё среднему брату. Впоследствии средняя сестра меня звала на Родину, обещала переписать на меня дом, всё наследство. Но я всеми правдами и неправдами отнекивался, говоря в своё оправдание, что здесь у меня семья, мой дом и хорошая работа. И в моём возрасте уже, наверное, поздно менять это положение. Но на всякий случай я поехал в отпуск. Сестра умерла у меня на руках, но мне от неё ничего не досталось, она уже успела написать завещание на племянницу. Одним словом, «отрезанный ломоть».
С этим настроением вернулся домой, и жена, мудрая женщина, успокаивая меня, нашла нужные слова: «Всё, что мы заслужили своим трудом – дружная семья, достойная работа, свой дом, – это и есть наше главное богатство». И она была права: здесь, в Приднестровье, я обрёл это богатство, стал профессиональным журналистом и писателем, оставил достойный след в жизни республики: работал корреспондентом агентства «Ольвия-пресс», заместителем начальника управления полиграфии и издательств под руководством незабвенного Владимира Ивановича Афанасьева, редактором газеты «Юность Приднестровья» и наконец, корреспондентом республиканской газеты «Приднестровье».
Наверное, и у себя на Родине я стал бы заметным человеком, профессионалом, но никогда бы не издал такие книги, как «Адрес Солнца: Днестровск», «Побратимы Арктики», «Точка возврата – Третий полюс», «У времени на виду. Народная книга села Парканы», «С возвращением, Куба!», «Огонь, а не пепел», «Коротное на карте мира», альманахи и журналы «Литературное Приднестровье», где я выступаю как автор, соавтор и издатель. Все эти книги, как правило, сделанные профессионально, на совесть, получали высокую оценку читателей, литераторов и специалистов издательского дела не только у нас в Приднестровье.
Говорят, что существуют параллельные миры. Об этом я думаю, когда решаюсь определить, где же моя Родина. С одной стороны, это место, обозначенное в свидетельстве о рождении. Но сегодня оно для меня не более чем факт из биографии и почти виртуален, а с другой стороны, для меня здесь всё реально до такой степени, что можно пощупать или последовать за красотой этого края по пути от Днестровска до Каменки, по которому мне посчастливилось пройти многократно.
Здесь я окружён родными и друзьями. Мне хорошо, как в родном доме. И я, русский человек, словом и делом утверждаю, что Приднестровье – это моя Родина. И никому я её не отдам и не предам. И тут я не «отрезанный ломоть», а полноправный гражданин, имеющий полное право свободно творить на родном языке.
Никандр Елагин, член союзов писателей России и Приднестровья, почётный работник СМИ ПМР.