Домой Общество Милая малая Родина Здесь пахнет клевером и мёдом

Здесь пахнет клевером и мёдом

0

Дорога к селу Кирово была нескучной. Водитель Валерий Стеля ловко объезжал ямы, попутно рассказывал: «Тут редко ходит транспорт. А маршрутки не ходят вообще. Людей в селе Кирово почти не осталось. А мы с женой любим ездить в бабушкин дом – с этим селом связано так много приятных воспоминаний! А наши дети, между прочим, любили купаться в озере, которого, увы, больше нет…».


Село Кирово встретило гостей девственной зеленью, гомоном птиц, стадом коз и ароматами медовых трав. Стандартный указатель отсутствовал. А чтобы не было сомнений, туда ли попали, мы увидели самодельный, добротно сделанный указатель, на котором белым на голубом фоне было написано: «п. Кирово». И композиция из автомобильных покрышек и кустов пионов…

– Это местный умелец Валентин Собитняк сделал указатель, – пояснил Валерий Арсентьевич. – А чуть дальше – поклонный крест, тоже выполнен на его средства и при самом активном участии. Я задавал вопрос: «Зачем ты тратишь деньги на эти украшательства?». На что он ответил: «Хочу, чтобы у села душа была, чтобы люди возвращались к родному порогу…». Сегодня большинство зданий пустует, люди живут только в пяти домах. Людно здесь только на выходные и в родительский поминальный день – родственники приезжают. А Валентин Степанович мечтает, чтобы снова стало многолюдно и весело.

Захотелось увидеть этого человека:

– Кто такой Валентин Степанович? И почему село обезлюдело?

– В 2004 году случилась беда – вода ушла из озера и из колодцев, и люди поуезжали. Это длинная история. Впрочем, об истории этих мест вам лучше расскажет Валентин Степанович. Он знает о селе всё.

Валентин и Тамара Собитняк.

Валентин Степанович Собитняк – ветеран МВД, а с Кирово связал жизнь почти двадцать лет назад. Его служебная деятельность была наполнена интересными, а порой и очень опасными событиями – можно книгу написать. По первому образованию Валентин Степанович, как и его жена Тамара, – инженеры-строители: в институте и познакомились. Это потом у Собитняка были Высшие курсы МВД, факультет юриспруденции в ПГУ и годы работы в МВД. А в душе он всегда оставался строителем, созидателем, и до службы в милиции работал токарем, а потом руководил бригадой на строительстве ММЗ и Резинского цемзавода, хотя большинство рыбничан знают его как борца с экономическими преступлениями. Как-то он случайно попал в Кирово и понял, что это и есть место, где ему хочется жить.

– Когда я впервые в начале девяностых прошлого века увидел это село, здесь было огромное озеро – прекрасное место для рыбалки и отдыха, да и просто для жизни! В этом небольшом посёлке жило больше двадцати семей. А сколько было дач! Купили и мы с женой жильё, посадили фруктовые деревья. А после выхода на пенсию перебрались сюда жить насовсем. Свежий воздух, работа в саду и на огороде, продолжение строительства – нам нравится. Вдали от цивилизации чувствуем себя прекрасно. Развели коз, есть и курочки, собака, и два кота – Чешир и Феликс. Работаем, благоустраиваемся, цветов насадили, фонтан соорудили – чтобы детям и внукам, да и другим гостям было приятно, когда к нам приедут. А в нынешнем году и камин построили – чтобы было где зимой с книжкой посидеть. Хорошо! Только жалко, что село безлюдно…

Кирово – село в Рыбницком районе относительно молодое, оно основано ближе к тридцатым годам прошлого века. Называлось Зиновьевка – по фамилии одного из первых жителей. Первыми жителями-переселенцами были крестьяне из соседнего села Зозуляны, которых привлекли большие земельные наделы и богатые пастбища. В тридцатые годы здесь развернулось большое строительство – появились саманные дома под соломенными крышами. Большинство жителей занималось животноводством, благо, пастбищ хватало, и это приносило хороший доход. Конечно, знало село и трудные времена. Пережило коллективизацию, войну, восстановление народного хозяйства.

Композиция из автомобильных покрышек и кустов пионов…

Всё изменилось в начале двухтысячных, когда стала пропадать вода. Причины называют разные, но факт остаётся фактом: озеро высохло, в колодцах воды тоже не было. Из-за этого дачники забросили участки с домиками, жители села покидали насиженные места. И сегодня кировчан – единицы. Вот и получилось так, что обезлюдели целые улицы. Так странно: дома опустели и стали рушиться, а таблички с названиями улиц и номерами домов – как новенькие! Кто-то очень качественно выполнил заказ по их изготовлению…

– Несмотря на то, что колодцы и озеро высохли, без воды мы не остались, – рассказал Валентин Собитняк. – Воду в село привозят в цистернах. Многие жители собирают дождевую.

– Да, – поддержал разговор Валерий Стеля. – У нас есть искусственное озеро из дождевой воды – для полива и технических нужд. А сколько лягушек! Один самец особенно голосистый. Мы его Шаляпиным зовём… Питьевую воду привозим из родника в соседнем селе.

Валентин Степанович продолжил рассказ:

– После того, как исчезла вода, различные изыскатели пытались разобраться в причине. Было высказано предположение, что сместился водоносный пласт, и вода ушла на большую глубину. Кто-то говорит, что на глубину 120 метров, кто-то настроен более оптимистично – на 80. Пессимисты утверждают, что вода пропала навсегда. Однако это не так… Есть хорошая новость: в одном из заброшенных колодцев я добыл воду. Да, там есть сложности – часть камней, которыми были облицованы края колодца, упали на дно. Но я верю, что при наличии техники и здравомыслящих энтузиастов колодец можно восстановить, а воду добыть. И тогда жизнь в село вернётся!

Валентин Степанович свято верит, что вода в селе появится в ближайшие год-два. Не зря он строит сауну!

В сауне предусмотрена чайная комната – чтобы было где попить чаю с мёдом. Здесь, в селе, пчёлам вольготно, и мёд отменный получается. Гостеприимные хозяева угостили автора этих строк чаем с вкуснейшим козьим сыром и ароматным мёдом: «Вы приезжайте в следующий раз с депутатом или другими корреспондентами. К тому времени, возможно, я беседку построю – это в плане. Мы всё расскажем и покажем, посоветуемся. Надо создавать условия и возвращать людей в сёла, надо!».

Меня уговаривать не надо. Здесь хорошо, и я обязательно вернусь. Ведь не зря на обратной стороне указателя написано: «Встречаемся в посёлке!».


Дина Листюгина, Рыбницкий район.

Фото автора.

Exit mobile version