«…Что бы при лечении – а также и без лечения – я ни увидел или ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной. Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастье в жизни и в искусстве и слава у всех людей на вечные времена, преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому». Как вы понимаете, начали этот материал с отрывка из клятвы Гиппократа мы не просто так.
Потребность республики во врачах остается высокой. Особенно ждут выпускников медицинского факультета в районах. Чтобы узнать, какие медицинские специальности наиболее востребованы, мы побывали на распределении выпускников медфака ПГУ им. Т.Г. Шевченко 2018 года, которое прошло 5 апреля.
Перед конференц-залом собрались будущие медики в ожидании своей очереди, чтобы узнать, где каждый из них проведет следующий год в качестве интерна и куда затем будет распределен уже на постоянное место работы. Тем, кто не учился на медицинском, сложно разобраться во всех этих ступенях образования будущего врача. Помогают мне в этом сами ребята. «Интернатура – это не учеба с домашним заданием и оценками, – рассказывают студенты-выпускники. – Тут тебе дают палаты, пациентов. Ты их лечишь, но под контролем заведующего отделением. Через год интернатуры мы сдаем экзамены и становимся «полноправными» врачами».
Но сейчас студентам не до долгих разговоров, потому как, хоть они в большинстве своем давно знают свою специализацию, распределение – вещь волнительная. В этом году факультет выпускает 73 будущих врача, тогда как начинали учиться на медфаке 120-130 ребят. Как видите, отсев немалый, но и специальность ответственная. Лишь пять выпускников решили выбрать самостоятельное трудоустройство (трое из них – граждане Молдовы, студенты из Гагаузии).
«Все шесть лет мы учили разные дисциплины, начиная с анатомии, биологии, заканчивая терапией, хирургией, онкологией, дерматовенерологией, ЛОР, глазными болезнями и т. д., – рассказывает староста выпускного курса Ян Кучинский. – Ближе к концу учебы нам дают список врачебных профессий, мы называем это «сеткой распределения». На распределении собираются представитель минздрава, декан и секретарь. Студенты заходят в кабинет по одному, по рейтингу, который мы зарабатывали на экзаменах все 6 лет. Первыми, естественно, получат направления те, кто учился на «5» и «4».
Не всегда желания студентов-медиков совпадают с возможностями. Поступая на медфак, многие хотят быть хирургами, кардиологами, но республика уже насыщена этими специалистами, поэтому их и нет в сетке. Зато требуются терапевты, врачи «скорой помощи», педиатры и семейные врачи, а также психиатры, рентгенологи и патологоанатомы. Большинство из нынешнего выпуска получили именно такие специализации. Конечно, реальность вовсе не такая, какой рисуют ее себе первокурсники, и это касается не только будущих врачей. «Данные о том, в каких специальностях нуждается республика, предоставляет министерство здравоохранения, – поясняет декан медицинского факультета Ростислав Окушко. – Сложно предсказать, какой будет потребность в следующем году».
Как же молодой врач решает, с какой сферой медицины связать свою жизнь? «Когда я поступал на медфак, у меня не было какой-то мечты или цели, – продолжает Ян Кучинский. – На 3-4-м курсе я понял, что мне очень интересна кардиология. И я загорелся, пока на пятом курсе мы не пришли на психиатрию, которую ведёт Игорь Стадник. Этот цикл просто затмил мой разум, но быть психиатром я тогда ещё не хотел. В «сетке» не было узких специальностей по терапии (пульмонологов, кардиологов, гастрологов, эндокринологов). Хирургию я не рассматривал с первого курса. Мы были на операциях, сам предмет мне очень легко давался, но не моё это. Из узких специальностей требовались педиатр и психиатр-нарколог. И я решил, что работа должна приносить человеку удовольствие, чтобы раньше времени эмоционально не выгореть на нелюбимой работе. Так я и пришёл к решению стать психиатром-наркологом».
Самую большую заявку на распределение прислала Рыбницкая ЦРБ – они готовы принять 42 специалистов (из них 12 – врачи ОВП). Бендерский центр амбулаторно-поликлинической помощи может трудоустроить 34 человека (24 врачей ОВП и 10 педиатров). Григориопольская и Дубоссарская ЦРБ в потребности во врачах обозначили цифру 21. Всегда и везде нужны врачи «скорой помощи», однако далеко не все студенты готовы стать представителями этой нелегкой стези – после нее, говорят молодые люди, нельзя переучиться на другую специальность.
Все 73 медика будут учиться в Тирасполе во время интернатуры (год-полтора в зависимости от специальности), сдадут экзамены, получат сертификат специалиста и уже потом поедут по местам распределения в города Приднестровья. Ян Кучинский, например, после интернатуры получил направление в Бендерскую больницу. Евгений Трибусян будет работать в Рыбницкой ЦРБ травматологом, а Анна Белименко станет судмедэкспертом в РБСМЭ города Рыбницы. Юлия Бондарь готовится к практике фтизиатра в Слободзейской районной больнице. Очень важно, что интерны не несут юридическую ответственность за пациента и находятся под крылом заведующего и врачей. Всё зависит от коллектива и наставника, к которому попадёшь, уверены студенты-выпускники. Что же о нас, пациентах? Мне кажется, нам стоит быть менее придирчивыми к медикам, особенно молодым врачам. Чем менее напряжена обстановка в кабинете врача, тем выше вероятность того, что ваша болезнь пройдет как можно быстрее!
Андрей ПАВЛЕНКО.