Дядя Митя, герой фильма «Любовь и голуби», всегда носил с собой календарь, чтобы даже день взятия Бастилии не прошёл даром. В институте языка и литературы к «календарю» юбилеев относятся более серьёзно: в марте лекторий любителей искусства в центре фонда «Русский мир» провёл мероприятия, посвященные многим знаменательным личностям.
На первой встрече студенты и преподаватели говорили о русском художнике Валентине Серове, 150-летний юбилей которого в этом году отмечает вся культурная Россия. Присутствующие познакомились с жизненными перипетиями и работами художника, автора знаменитой «Девочки с персиками», написанной в усадьбе Абрамцево с Верочки Мамонтовой – дочери русского мецената Саввы Абрамовича Мамонтова.
Искусство, считал художник, должно отвлекать человека от жизненных неурядиц. То же можно сказать и о личности Александры Пахмутовой – творчество этого выдающегося композитора студенты обсуждали в «Русском мире» ПГУ 23 марта. Александра Николаевна, отметившая в прошлом году 85-летний юбилей, и по сей день продолжает традиции советской песенной классики.
Пожалуй, одним из самых серьёзных литературных юбилеев нынешнего года является 125-летие со дня рождения Бориса Пастернака. Судьба писателя оказалась очень непростой и извилистой. В молодости Пастернак, сын живописца и пианистки, «метался» меж многих огней, столкнулся с выбором между поэзией, философией и музыкой.
Молодой поэт поддерживал связи с футуристами и «ЛЕФом», однако частью их объединений никогда не стремился стать. В 20-30-х годах Борис Леонидович активно участвовал в жизни Союза писателей СССР, потому его творчество и получало широкое признание, а сборники беспрепятственно переиздавались. Однако с ужесточением сталинизма в СССР гонения на писателя полились с небывалой силой.
Пытаясь помочь коллегам по цеху, Пастернак насылал на себя чужие проклятия. Именно он ходатайствовал перед Сталиным об освобождении мужа и сына Анны Ахматовой (в 1935-м автор прислал в подарок вождю книгу переводов «Грузинские лирики», благодаря за «чудное молниеносное освобождение родных Ахматовой»).
Пастернак стал вторым русским писателем после Бунина, получившим Нобелевскую премию. Интересно, что кандидатура его была предложена в 1958 году классиком французского экзистенциализма Альбером Камю. Однако в верхах Советского Союза премию расценили как «тридцать сребреников», и долгая травля «писателя-антисоветчика» вынудила Пастернака отказаться от Нобелевской.
Все мероприятия были подготовлены ведущей лектория любителей искусства, старшим преподавателем кафедры русского языка и литературы Галиной Николаевой, а также студентами ИЯиЛ III, IV и V курсов.
АНДРЕЙ ПАВЛЕНКО.