В прямом эфире приднестровского Радио-1 бывший первый заместитель Председателя Правительства Майя Парнас и бывший министр финансов Елена Гиржул рассказали о том, как на самом деле обстояло дело с наполнением госбюджета и выплатами зарплат и пенсий в минувшем году.
По словам Майи Парнас, бюджет 2015 года был принят с дефицитом более чем в 500 миллионов рублей только по социально защищенным статьям. Это значит, что изначально не хватало денег на финансирование зарплат, пенсий, на медикаменты, питание детей и военнослужащих. «Верховный Совет это видел, знал и осознанно шел на принятие такого бюджета», – считает бывший вице-премьер.
Как она отметила, уже в марте прошлого года стало понятно, что плановые цифры по доходам госказны не исполняются. На приднестровскую экономику начал влиять целый комплекс негативных внешних факторов, причем они проявились одновременно, по принципу «беда не приходит одна». Во-первых, обесценились валюты в соседних странах, это сказалось на доходах наших предприятий, и стали сокращаться поступления в бюджет.
Во-вторых, Приднестровье столкнулось с вероятностью военной угрозы со стороны Украины. «У нас есть Закон «Об обороне», и он обязывает в таких случаях иметь запас, который по необходимости должен быть использован на то, чтобы отразить возможную агрессию», – сказала Майя Парнас.
Третьим фактором, по ее словам, стало усиление санкций со стороны Республики Молдова.
Все это привело к тому, что к февралю республиканский бюджет получил всего 76 миллионов рублей, в то время как годом ранее, в 2014 году, эта сумма равнялась 130 миллионам. То есть доходы госказны уже за два первых месяца прошлого года упали почти вдвое. Это к сведению тех, кто сегодня, несмотря ни на что, утверждает, что «деньги были».
«В таких условиях перед Правительством встал вопрос: как финансировать все первоочередные социальные статьи бюджета?» – отметила Майя Парнас.
По словам Елены Гиржул, вариантов было немного: либо пойти на временное 30%-ное удержание зарплат и пенсий, либо допустить их задержку, которая могла составить до трех месяцев. Еще одной возможностью было включение печатного станка, но оно бы повлекло за собой гиперинфляцию и обесценивание выплат.
«По нашему мнению, мы выбрали наиболее приемлемый вариант», – сказала экс-министр финансов.
Депутаты, критикующие вынужденное решение о временном удержании 30% зарплат и пенсий, забывают, что Правительство сделало все, чтобы поддержать в этих условиях уровень жизни населения. «Были снижены тарифы по коммунальным платежам, продлены сроки расчетов, не начислялись пени. С банками было принято решение по изменению графиков платежей для того, чтобы продлить расчеты по кредитам и уменьшить сумму, которую человек должен платить в месяц. Мы удерживали цены, и в 2015 году была дефляция. Валюты было достаточно, не было ажиотажного спроса, тем самым был сдержан курс рубля. Это целый комплекс мер, благодаря которым мы смогли поддержать работников бюджетной сферы и пенсионеров в этот период», – отметила Майя Парнас.
По ее словам, Верховный Совет, готовя свое заключение по ситуации с доходами госбюджета, зарплатами и пенсиями в 2015 году, помимо всего прочего оперировал неверными расчетами. Само заключение было направлено Правительству только вечером накануне заседания парламента, а Президенту его вообще не направили.
«Когда государство находится в сложной ситуации, всем нужно сесть за один стол и начать совместный поиск решения проблем. Это единственный вариант, чтобы вывести государство из кризиса. А когда один орган власти начинает обвинять другой, искать, кто виноват, вместо того, чтобы думать, что делать, ничего хорошего из этого не получится», – заключила бывший вице-премьер.
Сергей Гришин.