В конце минувшей недели в Приднестровье прибыл долгожданный груз – российская вакцина против коронавируса.
За год коронавирус измотал людей как физически, так и морально. Риск заразиться и обусловленные им ограничительные меры – всё это сказывалось на состоянии людей, умножало стрессы, которых 2020-й и без того принес немало.
Однако далеко не сразу после начала вакцинации западными образцами приднестровцы с готовностью подошли к процедуре. И это притом, что «значимость вакцинации как инструмента профилактики и недопущения распространения вируса» этими же гражданами сомнению не подвергалась. Тем не менее абсолютное большинство приднестровцев отчаянно дожидалось прибытия «Спутник V», что порождало у иных скептиков недоуменные восклицания: «Как? Отечественной вакцине доверяем больше? А почему не доверяем больше отечественному автопрому?».
Вопрос на самом деле непраздный. Действительно, откуда бы такой высокий лимит доверия, и почему он не распространяется на все сферы? Вспомнить хотя бы примеры из того же отечественного кинематографа: «Кока-колу пил? Софи Лорен видел?». Выходит, не во всем и далеко не всегда мы предпочитаем «отечественное».
Вот и советский человек оказался падок на заграничные товары, услуги, имея в виду не только джинсы, джаз, рок-н-ролл, но и курорты, видеомагнитофоны, кроссовки и вообще. Возможно, это и явилось одной из причин распада СССР – некая наша культурная зависимость. К слову, сейчас в кинотеатрах идут преимущественно зарубежные фильмы, а в городах полно наружной рекламы, вывесок на английском языке, чем справедливо возмущаются пенсионеры, и не только.
Отечественный маркетинг, разумеется, не столь далеко продвинулся в деле превращения ширпотреба в абсолютный предел мечтаний (как гласит один из слоганов: «Вы этого достойны!»). Вероятно, мы не скоро ещё научимся с таким блеском внедрять в сознание потребителя банальные пирог со всякой всячиной (пицца) или сосиску в тесте (хот-дог). Тут нужно опять-таки трезво взглянуть на вещи и наконец-то научиться создавать собственные бренды.
И всё-таки, при всем засилии иномарок и прочих порождений западного конвейера, можно утверждать, что «наш человек» остается нашим в самом главном. Да, мы заимствуем их моду, да мы смотрим их фильмы (хоть и вздыхаем по выходу из кинотеатра: «Как же всё плоско, хоть и в 3D»), но, когда доходит дело до главного, понимаем, на кого можно и на кого нельзя положиться.
Что же такое это «главное»? Жизнь, здоровье, безопасность! Тут срабатывает память поколений. Ибо столетиями наши предки, люди, жившие на берегах Днестра, видели своей единственной опорой именно Россию. Вспомним времена Дикого поля. Казачество веками билось за эти земли, но так и не смогло вытеснить турок и татар (ногайцев). Казачьи атаманы предприняли не один отважный поход на Бендеры или Аккерман, где стояли турецкие гарнизоны, но все эти вылазки не принесли противнику сколь-либо существенного урона. Успехи правителей сопредельных государств были ещё менее заметны. Да и что это были за государства? Молдавское княжество, само находившееся в вассальной зависимости от Османской империи? Или Речь Посполитая, чья политика колонизации, собственно, и явилась одним из факторов, породивших казачество. Больше помощи ждать было просто неоткуда. В лице единоверной России видели своего спасителя и жители Бессарабии, и славянские народы Балкан. В Приднестровье, находившемся в средние века словно бы за чертой цивилизации, эти надежды были выражены с особой силой, что и закрепилось в приднестровской ментальности, идентичности.
Статус освободителя, миротворца был неоднократно подтвержден Россией и её преемником – Советским Союзом. Освобождение целого ряда народов и государств от ужасов фашистских концлагерей является неоспоримой заслугой советского солдата.
А как было в Приднестровье в 1992 году? Перед самой Бендерской трагедией международные наблюдатели покинули город. Решительные действия, призванные остановить кровопролитие, предприняла только Россия, миротворцев которой с тех пор старательно пытаются выдворить из региона прозападные кишиневские политики.
Поэтому совершенно закономерно, что в период пандемии коронавируса (природа и происхождение которого окружены самыми разными домыслами) люди, привыкшие видеть в лице России свою опору, надежду, именно к её действиям и отнеслись с наибольшим доверием.
Надежда на Россию – это и есть наглядное воплощение идеи Русского мира, идеи, не оторванной от действительности, не рожденной в неких «высоких кабинетах», а глубоко осмысленной, укорененной в нашей повседневной жизни, обусловленной исторической памятью.
Михаил Фернет.
Фото: www.president.gospmr.org
На фото: Долгожданная вакцина в Приднестровье.