Сколь бы шокирующей ни была историческая картина, восприятие одних цифр никогда не объяснит, не даст прочувствовать подлинного масштаба человеческого горя. Поэтому и говорят: смерть одного человека – трагедия, смерть тысяч, миллионов – статистика. Это значит, что мы, потомки, не должны, не имеем права абстрагироваться там, где речь идет о сострадании и сопричастности судьбам таких же, как мы, людей.
В столице в Международный день памяти жертв Холокоста у памятника безвинно убиенным в годы фашистской оккупации евреям прошел митинг-реквием, объединивший представителей власти и общественности, узников гетто, ветеранов войны, труда и молодежь, людей разных национальностей и вероисповеданий. Цветы к памятникам и мемориалам жертвам Холокоста и советским воинам-освободителям возлагали по всей республике.
27 января советские войска освободили узников концентрационного лагеря Освенцим. Этот день и был выбран в качестве Международного дня памяти жертв Холокоста.
Государственный советник Президента Анна Волкова зачитала обращение главы государства. Президент назвал 27 января скорбным днем в памяти всего прогрессивного человечества, акцентировал внимание на том, что Холокостом названо ужасное и непростительное преступление против еврейского народа и человечества в целом, ставшее воплощением вселенской беды и боли, беспримерной жестокости и презрения к человеческой жизни.
От себя Анна Волкова добавила, что не только в Международный день памяти, но и в любой день, придя в сквер, к памятнику жертвам Холокоста, можно попробовать прислушаться и в тишине услышать голоса: крики, стоны тех, кого убивали. Она назвала символичным то, что именно 27 января 1944 года была окончательно снята блокада Ленинграда.
Массовые расстрелы и убийства людей с помощью газовых камер, пытки, бесчеловечные медицинские эксперименты, голод, болезни – вот что принес еврейскому народу и всему человечеству фашизм. Определить подлинное число убитых до сих пор не представляется возможным. Часть материалов засекречена, многие данные противоречивы. Но, вне всякого сомнения, речь идет о миллионах…
Исследователи Мемориального музея Холокоста в Вашингтоне считают, что только на территории Европы находилось свыше 42500 фашистских лагерей и гетто. При определении числа жертв одного Освенцима называется цифра около четырех миллионов человек. Сравнение численности евреев в странах Европы до и после войны, проведённое в 1949 году Всемирным еврейским конгрессом, показало, что катастрофа унесла жизни шести миллионов евреев. Тем более невозможно установить число жертв массовых казней, охватывавших, наряду с местным еврейским населением, множество жителей-неевреев. А ведь в широком смысле Холокост – это преследование и массовое уничтожение нацистами представителей различных этнических и социальных групп (советских военнопленных, поляков, евреев, цыган, безнадёжно больных и инвалидов…).
Заместитель Председателя Правительства Алексей Цуркан подчеркнул: каждая оборвавшаяся человеческая жизнь – большое горе для отдельной семьи и человечества в целом. «Наша задача – знать и защищать историческую правду, – сказал он. – В самом Приднестровье никогда не было, и я уверен, никогда не будет дискриминации по языковому, национальному и расовому признакам. Приднестровье – это земля, где царят взаимоуважение, равноправие и дружба».
Председатель Еврейской общины Молдовы Александр Билинкис с горечью констатировал, что сегодня в некоторых странах осуществляется реабилитация фашистских преступников, которых уравнивают в правах с ветеранами Великой Отечественной войны, их именами называют улицы, а «ученые» и политики, отрицающие Холокост, получают почетные звания, ордена и медали… Всё это, по его мнению, должно быть исключено, причем как на законодательном уровне, так и на уровне общественной морали, системы образования и воспитания. От имени членов общины он поблагодарил руководство ПМР за сохранение памяти о совершившейся трагедии. Александр Билинкис рассказал, что в 1941 году его мама, на тот момент – маленькая девочка, была эвакуирована из Дубоссар и благодаря этому спаслась.
Директор еврейского общинного благотворительно-культурного фонда «Хэсэд» Анна Кондращенко сказала, что, несмотря на выпавшие на долю узников концлагерей испытания, люди эти не пали духом, не потеряли веру в человечество и человечность. Из года в год свидетелей преступлений фашистов в живых остается всё меньше. В митинге-реквиеме участвовали две узницы гетто – Раиса Мироновна Галиновская и Татьяна Ефимовна Поято.
Выступая, Раиса Мироновна вспоминала, как просила в голодные годы маму забрать у неё и спрятать оставшийся маленький кусочек хлеба, который девочка очень боялась съесть.
Единственное, чего желают детям и внукам те, кто прошел через горнило войны и концлагерей, – не пережить ничего подобного.
Николай Феч.
Фото Виктора Громова.