Домой Общество Как по фильму «Гусарская баллада»

Как по фильму «Гусарская баллада»

0

Эту историю услышал от пожилого поляка Збыжека, с которым меня познакомили офицеры одной из воинских частей бывшего Советского Союза. Моя поездка в Польшу тогда совпала с выводом наших войск из страны, и эта часть на днях должна была ее покинуть.  Новый знакомый не скрывал симпатии к русским солдатам, ведь он был дружен с ними еще со времен Великой Отечественной войны, когда пареньком, прибившись к одному советскому танковому батальону, вместе с ним освобождал Родину.

Збыжек хорошо говорил по-русски, и вдвойне было приятно слышать наши слова с польским акцентом. Где-то в феврале 45-го, вспоминал он, его батальон бился за освобождение Бунцлау (ныне Болеславец), города, в котором во время заграничного похода русской армии против Наполеона весной 1813 года скончался знаменитый полководец Михаил Кутузов. И примечательно, что советские войска выбили немца из города именно в тот день, когда великому русскому фельдмаршалу исполнилось бы 200 лет. Збыжек пытался назвать фамилию замполита батальона, который объявил, что взятие города тем самым станет большим подарком Кутузову, но так и не сумел, только запомнил, что капитана Сергеем звали.

Я внимательно слушал рассказ польского друга, представляя советский танк, подбитый последним   выстрелом единственного «оставшегося в живых» фашистского «тигра».  К счастью, экипаж бронемашины остался жив, однако механика-водителя ранило в ногу. Солдатики, чтобы сделать перевязку, начали стаскивать с него комбинезон.  Вот тут-то и выяснилось, что Саня –  никакой не мужчина, а… женщина. Надо же было так маскироваться несколько месяцев!

А дальше, когда уже скрывать было нечего, она призналась, что пошла на хитрость, выдав себя в военкомате за парня. Тогда ей было 25, муж ушел на войну, о нем ничего не было слышно, и она рвалась в бой. Раньше работала трактористкой в колхозе, хорошо знала технику, что тоже в военкомате учли. Ко всему еще не устояли и перед ее слезной просьбой обязательно направить служить в танковое подразделение. А о том, что доброволец – женщина, знал только один врач из медкомиссии, которого она сумела уговорить и убедить, что на войне сможет принести больше пользы. Голос ее был похож на мужской, и постригалась «под нулевку». Что касается женских форм, то их скрывали на размер больше бушлат, комбинезон и шлемофон.

Збыжек рассказывал, что слух об этом случае дошел до высокого начальства, и обманщицу собирались перевести служить в медсанбат, но она и тут настояла на своем – ее оставили в составе экипажа танка. И в этом ей помог не кто иной, как сам командующий армией Василий Чуйков.

Познакомившись со Збыжеком и услышав рассказанную им историю, невольно вспомнил кинофильм «Гусарская баллада», в котором главным героем был корнет, выдававший себя за мужчину. Не хотел об этом фильме ему говорить, вдруг он подумал бы, что я засомневался в правдивости его рассказа.

P.S. Cпустя многие годы случайно в журнале «Советский воин» прочитал очерк об одной жительнице Самары, которая в годы войны была танкистом. Звали ее Марией Ращупкиной, и рассказ о ней во многом схож с тем, о чем поведал мне поляк. Нет, он это не придумал.

 Александр ДОБРОВ.

Exit mobile version