Она из тех, кто умеет оставаться верным. Родному краю, городу, близким людям, своему призванию, выбранному пути и жизненным ценностям. Она не изменяет им несмотря на сложности, более заманчивые предложения и перспективы, соблазны и моду на тот или иной стиль жизни. Она понимает, что стиль жизни может быть только один: в нем человек не идет на компромисс со своей совестью, не переобувается в то, что диктует кто-то, но не подходит и неудобно ему. Такими людьми всегда славилось Приднестровье. Славится ими и сегодня. И мы считаем своим долгом говорить о них. Чтобы такие примеры придавали сил другим, идущим похожим путем. Другим, таким же верным и таким же надежным. Чтобы люди эти чувствовали свою нужность. И понимали, что мир не сошел с ума, что мода на настоящие человеческие ценности неизменяема и вечна.
Знакомьтесь: талантливая певица и педагог Лариса Федоровна Беньковская. Незаурядная личность, красивая женщина и открытый собеседник. Окунемся вместе с ней в прошлое. Уже в школьные годы Лариса поет на всевозможных городских и республиканских праздниках, участвует в песенных фестивалях, собирая бурные аплодисменты. Позже оканчивает Тираспольское музыкальное училище, затем – Одесскую консерваторию. На выпускном экзамене комиссия и зал замирают: поет Лариса Беньковская. С тех пор о ней говорят как о певице с хрустальным голосом. Тогда на молодую артистку начинают сыпаться заманчивые предложения работы на Украине и в России. И все ею отклоняются. Лариса Беньковская остается в родном Тирасполе. Она ведущая солистка государственного симфонического оркестра и муниципального камерного оркестра Тирасполя. Карьеру оперной певицы совмещает с наставничеством: преподает на факультете искусств ПГУ им. Т.Г. Шевченко, в ПВМК им. А. Рубинштейна и других учебных заведениях. Ее учеников отличает добротная и неповторимая по своей методике школа исполнения, которая позволяет им с легкостью побеждать на конкурсах различных уровней. Лариса Федоровна проходит стажировку в Испании, затем оканчивает Кишинёвскую академию музыки, театра и изобразительных искусств. Получает степень магистра музыки по специальности «пение». Сегодня она занимается сугубо педагогической деятельностью, ведет сольное пение в музыкальных школах республики. Ее ученики продолжают покорять исполнительские вершины, все больше прославляя имя своей наставницы. Именно она – моя собеседница сегодня. Готовясь к интервью, мне хотелось узнать, что стоит за всеми регалиями и успехами нашей землячки. Хотелось расспросить о взлетах и падениях, о радостях и сомнениях, обо всем том, что свойственно людям, особенно творческим.
– Лариса Федоровна, расскажите, пожалуйста, что Вас привело в музыку?
– Мой творческий путь начался, можно сказать, с садика. Пела везде и всегда. Однажды мы с мамой пошли в магазин. Мне было годика три. Пока мама выбирала нужные вещи, я вышла из магазина на улицу в центре Тирасполя, залезла на пенёк, представляя сцену, и стала петь песню «Куда уходит детство?». Люди собрались вокруг, хлопали, улыбались, и мне это нравилось. Потом пела в школе, была солисткой школьного ВИА и хора. На всех конкурсах города занимала первые места. Помню первое свое выступление: я солировала в песне Александры Пахмутовой «Раненая птица». Успех был потрясающий, ещё долго потом в городе дети указывали на меня пальцем и говорили друг другу: «Вон пошла та девочка, которая здорово поёт». Я никогда не кичилась этим, но мне, конечно, было приятно такое внимание.
– Когда же занятие музыкой из любительского переросло в профессиональное?
– Как-то мама отправила меня в лагерь в Коблево, где меня услышала преподаватель по классу фортепьяно Татьяна Григорьевна Селиверстова из Тирасполя. Она предложила по возвращении прослушаться в музыкальном училище у педагога по вокалу Зои Николаевны Тимони. Я так и сделала. Зоя Николаевна дала мне рекомендацию, и меня в виде исключения взяли на вокал после восьмого класса. В училище я подавала большие надежды, опять первые места конкурсов были мои. Помню, как-то должна была участвовать в очередном конкурсе, где в жюри был молдавский композитор Евгений Дога. Но заболела и почти не могла петь. Моя преподаватель Лариса Михайловна Козловская очень расстроилась тогда и не пошла на конкурс. А меня Евгений Дога стал просить выступить, как смогу, потому что много слышал о моих данных. Я уговорила чужого концертмейстера сыграть мне и вышла на сцену. Тогда впервые я заняла третье место, хотя не думала, что в таком состоянии могла вообще что-то занять. Известный композитор предложил мне поступать в Кишинёвскую консерваторию без экзаменов, сдав только пение. Но я уехала в Одесскую консерваторию, куда сразу и поступила. Так я стала профессиональной певицей.
– После окончания консерватории было немало заманчивых предложений в Вашей жизни…
– Да, было. Но я всегда выбирала работу на Родине. Если и уезжала, то ненадолго. Стояла у истоков нашего симфонического оркестра, тогда дирижёром был Александр Новосельский, и мы работали на голом энтузиазме. Была ведущей солисткой симфонического оркестра с первого дня его существования до 2000 года. В 1999 году меня и коллег пригласили в Испанию. Мы давали концерты, вырученные деньги от которых шли на лечение и отдых детей, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС. Меня приглашали тогда работать в оперном театре Мадрида, но я уехала домой, где оставались трое маленьких детей, где был дом, где все родное. До и после этого поступали различные предложения о работе в других республиках и странах, но для меня всегда была важна душевная привязанность к месту, где я родилась.
– А если говорить о призвании, что Вам больше по душе: петь самой или учить других, делиться опытом и знаниями?
– Это, конечно, непростой вопрос, и одним словом тут не ответишь. Естественно, мне нравилась сцена, нравились образы, которые можно проживать в спектаклях. Я очень любила петь классику. Хотя, учась в консерватории, ездила на гастроли в Хмельницкую область с ВИА «Черное море» с эстрадным репертуаром. На каникулах часто ходила в море на судах с концертной группой. Но и в педагогической работе есть свои прелести. Меня всегда радовали успехи моих студентов в училище, в университете и, конечно, малышей в музыкальных школах. Всегда на конкурсах мои дети занимали призовые места. Ни разу не было такого, чтобы мы вернулись без места. Неважно, какого уровня были конкурсы: районные, республиканские или международные.
– Какие планы строите на будущее?
– В данное время я работаю в Парканской детской музыкальной школе преподавателем сольного пения. Потому мои планы касаются новых моих учеников, которые поступили ко мне в этом году. Вокальные данные у деток слабые, поэтому предстоит большая работа. Но есть огромное желание научить их тому, что умею сама.
– Каждый человек мечтает о счастье. В чем оно, Ваше счастье?
– Я состоялась как певица, как педагог. Я пишу стихи, оформляю к ним иллюстрации. Первая моя печатная работа – рисунки к книжке Корнея Чуковского «Муха-Цокотуха». Недавно в соавторском коллективе оформила рисунки к детской книге «Цветочная азбука» автора Людмилы Кабанюк. Мною были выполнены все рисунки к серии детских книг «Артем и Алиса». С рождением внучат пробую свои силы в детской поэзии. Вышли три мои книжки «Стихи для самых маленьких». В 2017 году стала членом ЛИТО «Взаимность», в том же году была принята ассоциированным членом Союза писателей России. Всё, о чём я мечтала и мечтаю, воплощается в реальность. Во всем этом моя жизнь и мое счастье.
Татьяна Астахова-Синхани.