На минувшей неделе в связи с наличием в календаре выходного дня пленарное заседание Верховного Совета было проведено не как обычно в среду, а в четверг. Несмотря на некоторые организационные трудности, за три часа интенсивной работы парламентариям удалось рассмотреть и принять свыше трех десятков законов. Некоторые законопроекты ввиду спорности их положений не набрали необходимого для принятия количества голосов народных избранников.
Чтобы выплатить алименты, необходимо их заработать
Растущая задолженность по выплате алиментов на содержание несовершеннолетних детей перестает быть проблемой каждой отдельной семьи, она превращается в социальную. За злостное уклонение от этих обязательств предусмотрено даже уголовное наказание. За всем этим следит государственная служба судебных исполнителей. По данным статистики, в республике проживает около 3,5 тыс. плательщиков алиментов. Те, кто имеет большие (свыше 100 РУ МЗП) долги по их выплатам, поражены в таком конституционном праве, как свобода передвижения: для них закон предусматривает ограничение на выезд за пределы республики. Эта норма действует с 2012 года.
Однако есть виды трудовой деятельности, к примеру, пассажирские перевозки такси, где это необходимо делать чуть ли не каждые сутки. К тому же заработать на них можно больше, чем внутри республики. Именно наличие возможности больше заработать, чтобы впоследствии рассчитаться по долговым обязательствам, и двигало депутатами Галиной Антюфеевой, Олегом Петриком, Олегом Беляковым и Виталием Калиным, которые разработали соответствующую законодательную инициативу. «Мы пошли на это, потому что в наш комитет поступает немало обращений по этому поводу. Люди хотят выплачивать алименты, но нужно предоставить им возможность заработать. Депутаты должны стоять на страже интересов и тех, кто получает алименты, и тех, кто их платит. Ограничительные меры ни к чему не приведут, денег он не заработает, неплательщика осудят и заключат под стражу. Государство будет его содержать и кормить в местах лишения свободы, а долг по алиментам тем временем возвращаться не будет. Кто от этого выиграет?» – задалась риторическим вопросом вице-спикер парламента Галина Антюфеева.
В рамках развернувшейся дискуссии споры выдались нешуточные. Парламентарий Александр Коршунов, поддержавший законопроект, обращал внимание коллег на предложение о временном характере выезда за пределы Приднестровья – до 24 часов – и в исключительных случаях по роду трудовой деятельности. «Кто хотел сбежать от алиментов, тот уже давно это сделал», – констатировал народный избранник.
Именно на этот фактор в первую очередь обращали внимание противники законопроекта. Они считают, что эти послабления станут дополнительной лазейкой для недобросовестных плательщиков алиментов, которые не озабочены содержанием детей. Этой же точки зрения придерживается и официальный представитель Правительства в Верховном Совете Станислав Касап. «Нельзя допускать, чтобы должник по алиментам мог купить патент на таксоперевозки и после этого покинул республику, переложив бремя заботы о его детях только на супругу. Полагаю, что если и принимать этот закон, то необходимо ввести норму об обязательном согласии на выезд получательницы алиментов», – отметил вице-премьер. Эту позицию поддержала и часть депутатов.
После длительных дебатов 22 депутата, а именно столько составляет большинство для того, чтобы закон считался принятым, проголосовали «за».
Итог совместной работы – компромисс
Длительной была работа по подготовке проекта закона «О государственных закупках в ПМР». Его авторами выступили Михаил Бурла, Виктор Гузун, Вадим Дони, Григорий Дьяченко, Вадим Кравчук и Сергей Чебан. Был предложен принципиально новый подход к расходованию бюджетных средств для осуществления государственных закупок. Он заключается в максимальной прозрачности этих процедур. Главный принцип – эффективное и рациональное расходование бюджетных средств. Еще летом народные избранники приняли этот закон и направили его на подпись Президенту. Однако глава государства ветировал его и направил для повторного рассмотрения. Вадим Красносельский посчитал, что некоторые его нормы не соответствуют действующему законодательству, в том числе Конституции.
На этом этапе для выработки единой позиции была создана согласительная комиссия, в которую вошли как депутаты, так и представители Правительства. Результатом нескольких рабочих совещаний, с привлечением директоров ГУПов и МУПов, стало достижение компромисса по многим спорным моментам. Они, в основном, касались возможности распространения норм закона на государственные и муниципальные унитарные предприятия. Депутаты настаивали на том, чтобы не было никаких исключений при закупках, осуществляемых для государственных нужд. Все и для всех они должны регулироваться базовым законом. Представители Правительства высказывались за исключение ГУПов и МУПов из общих норм.
По итогам дискуссий было принято решение в следующем году запустить пилотный проект на примере одного такого предприятия. Таким образом, нормы закона о закупках в ПМР будут действовать избирательно. Это сделано для того, чтобы посмотреть, как закон работает на практике, и при необходимости подкорректировать его. В полной мере он заработает с 2020-го. Теперь дело за позицией главы государства, которому принятый депутатским корпусом в редакции согласительной комиссии закон направлен на подпись.
Дать по рукам самовольным застройщикам
Самовольные постройки, перепланировки стали для республики настоящим стихийным бедствием. И хорошо, если кто-то захотел просто убрать у себя в квартире не несущую стену, а если затрагиваются конструктивные элементы жилого помещения, то здесь уже жди беды. Касается это массовое явление как многоквартирных домов, так и частных. Одни строят и перестраивают, другие жалуются. Государство вынуждено реагировать на неблагополучную ситуацию, в том числе и на законодательном уровне.
Парламентарии рассмотрели поправки в Кодекс об административных правонарушениях. Их автором выступило Правительство. Главная идея заключается в неотвратимости административного наказания за незаконное строительство или перепланировку зданий. В существующей правовой базе действует норма, в соответствии с которой определить нарушителей возможно только в течение нескольких месяцев после того, как несанкционированное строительство было завершено. На практике же установить конкретный срок его завершения очень проблематично. В связи с этим Правительством предложено: срок давности привлечения к административной ответственности за незаконное строительство (перепланировку) должен исчисляться со дня обнаружения этих административных правонарушений, то есть на момент проверки службой государственного надзора.
В судебных инстанциях по этому поводу чаще всего выносят вердикт о невозможности привлечения нарушителя к админответственности, поскольку незаконное строительство (без наличия разрешительной проектной документации) еще не окончено. Представители третьей ветви власти считают, что об его окончании свидетельствует укладка последнего кирпича. Установить точно, когда это было сделано, невозможно. А правонарушитель вам об этом не скажет. В итоге незаконные строения стоят годами, эксплуатируются, а налоги с них не платят и ответственности лица, их построившие, не несут.
С ситуацией депутаты Верховного Совета знакомы очень хорошо. В ходе приемов граждан по личным вопросам они получают сотни жалоб соседей на то, что, к примеру, из-за возведенного рядом здания у них уменьшилось освещение в помещении. Речь также может идти о нарушении санитарно-эпидемиологических и противопожарных норм. Существующую проблему необходимо решать комплексно, полагают депутаты. «Сегодня человеку легче заплатить штраф за незаконное строение или перепланировку, чем проходить все этапы получения разрешительных документов. Проблема в том, что эта процедура обременительна, на неё можно потратить не один день, и не один месяц», – констатировал депутат Сергей Чебан. Но самое примечательное, что в течение четырех лет в республике действовала так называемая строительная амнистия, когда с граждан, осуществляющих незаконное строительство (перепланировку), штрафы не взимались. Профильный парламентский комитет по законодательству предложил предусмотреть административную ответственность за отсутствие соответствующего разрешения на строение или перепланировку.
Александр ЗАВЕЛЯ.