Если в республике идёт уборочная страда, а ты ни разу не был на уборке, значит год прошёл зря. Но нынешний год – особенный. Большинство землепользователей подсчитывают не доходы, а убытки, и встречаться с прессой не горят желанием. Тем более приятно было услышать ответ директора ООО «Митбор» Светланы Васильевны Митницкой: «Хотите посмотреть уборку озимой пшеницы? Приезжайте к нам, наш агроном Александр Дудник отвезёт вас на поле. Там и сфотографируете наших героев…».
-Героев – в каком смысле?
– В прямом. Не так-то просто было им убирать отдельные участки поля ячменя, где посевы были такими низкорослыми, что работать приходилось с мастерством ювелира. Но наши механизаторы убрали его чисто и аккуратно, не допустив потерь. Намолочено зерна меньше, чем в прошлом году, но мы рады и этому урожаю. Уж очень год сложный и капризный: сильнейшая засуха, потом заморозки, повредившие посевы. А когда пришла пора убирать урожай, обнаружилось, что на одном и том же участке есть колосья с разной степенью созревания. Пришлось и тут находить золотую середину – чтобы и зерно не осыпалось, и чтобы сырое, недозревшее зерно не косить. Справились!
Отрадно, что государство в нынешнем году оказало очень своевременную помощь земледельцам, потерявшим урожай. Это выразилось в части послабления налогов и паевых выплат. Такая поддержка чрезвычайно важна аграриям, которые должны пережить это трудное время и накопить силы для выращивания будущего урожая.
– А сколько механизаторов работает в ООО «Митбор»?
– Ваше предприятие уже много лет занимается производством зерновых культур. Какие сорта озимой пшеницы предпочитаете выращивать?
– Многолетний опыт показал, что наиболее подходящий сорт – краснодарский. Он легче переносит засуху и даёт стабильный урожай. Я бы его рекомендовала приднестровским аграриям, особенно тем, кто выращивает хлеб на богарных землях. Вы увидите своими глазами плантации с этим сортом пшеницы. На уборке урожая мы все работы проводим в комплексе – сразу за комбайнами идут трактора с дисками, которые проводят лущение стерни. Я категорически против сжигания стерни. Лущение позволяет сохранить пожнивные остатки, солома перегнивает, обогащает почву гумусом – природным удобрением, в почве появляются дождевые черви – верный признак того, что земля живая. Периодически проводим и глубокое рыхление, которое не только насыщает почву кислородом, но и конденсирует влагу. Следим за количеством выпавших осадков – на полях установлены специальные водомерные стаканчики. От объёма выпавших осадков зависит и проведение тех или иных технологических приёмов: можно на поле провести 4 листовые подкормки, а можно и 6. То есть уход за посевами поставлен на научную основу. Проводятся и противоэрозионные мероприятия. Делается всё возможное, чтобы сохранить плодородие земли. Ведь от качества почвы зависит и урожайность зерновых и технических культур.
…Поездки на уборку урожая всегда немного волнительны: а вдруг за время движения погода испортится? А если нет погоды – нет и настроения у механизаторов, которые дорожат каждой минутой погожего времени. Ведь убрать урожай нужно в сжатые, оптимальные сроки, чтобы не дать осыпаться зерну. А нынешняя ситуация накладывает на земледельцев ещё большую ответственность. Но тревога оказалась напрасной. День – как по заказу: солнечная погода, синее небо, свежий ветерок и поле золотой пшеницы, которое волнуется при ветре, как настоящее море. И стебли высокие, сильные.
На краю поля пшеница уже скошена. Здесь и разместились современные зерноуборочные комбайны российского производства «Акрос-595» и РСМ (Ростсельмаш)-161. Тут же – трактор с уже готовыми к работе дисками, машина-водовозка и пожарный Максим Гринченко. Главный инженер Игорь Злагода контролирует состояние техники и даёт разрешение на выход в поле. Механизаторы ждут, когда опадёт роса. Комбайнер Николай Радовский с помощником Борисом Мамеем возле комбайна «Акрос-595», а комбайнер Сергей Дудник с помощником Александром Бунчуком – у комбайна «РСМ-161» – готовы приступить к жатве.
– Тяжело работать на уборке? – задаю вопрос молодому механизатору Николаю Радовскому.
– Работать на современных комбайнах – одно удовольствие. Управлять ими легко, они компьютеризированы. В базовую комплектацию включена система автоматического копирования рельефа почвы, которая позволяет повысить скорость и качество работы, а также снизить потери за жаткой. Кабина комбайна оборудована кондиционером – это вам не «Нива» и не «Колос»! Он приспособлен для уборки подсолнечника и кукурузы. Так что я с комбайном давно уже сроднился. Люблю свою работу, хотя иногда приходится работать весь световой день. Но когда убираешь урожай – сердце поёт!
– А как насчёт обеда?
– И завтрак, и обед – всё по расписанию. Наша повариха – мастерица!
Съёмки заняли не больше десяти минут – солнце поднялось, роса упала, и механизаторы поспешили к комбайнам. А на прощание Николай подарил автору этих строк букет – нет, не роз и не ромашек – пшеницы:
– А как же я её возьму в салон машины? Тут же грязь на корешках!
Николай даже обиделся:
– Какая же это грязь? Это же земля – богатство наше!
Мне стало стыдно… А букет с золотыми пшеничными колосьями сегодня у меня стоит дома на видном месте.
P.S. Пока материал готовился к печати, из ООО «Митбор» позвонила руководитель предприятия Светлана Митницкая: «Уборка зерновых первой группы завершена. Убран урожай озимого ячменя с площади 170 гектаров, урожайность составила 43,2 центнера с гектара. Озимая пшеница убрана с площади 607 гектаров, урожайность составила 35,5 центнера с гектара. Хватит и государству сдать, и себе на семена. Можем продать 700 тонн семян озимой пшеницы и 80 тонн семян озимого ячменя тем хозяйствам, у которых урожай погиб. Уже сейчас надо думать об урожае будущего года. Будем выходить из трудной ситуации сообща.
И как бы там ни было, без хлеба страна не останется!
Дина Листюгина. Рыбницкий район.